В одном из своих писем Поль Сезанн напутствовал следующее поколение художников: «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах...» Завет великого мастера лег в основу художественного направления кубизм. Его родоначальниками были Пабло Пикассо (ил. 102) и Жорж Брак (ил. 103).
В 1907 г. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» (ил. 104) – первое в истории произведение кубизма. В ней отсутствовала светотень, трехмерность и перспектива. Характерным для кубизма было дробление предметов и фигур на составные части, упрощение их до простых геометрических форм – кубов, конусов, полусфер, цилиндров (ил. 105, ил. 106).
Кубизм прошел несколько этапов в своем развитии: сезанновский (1907–1909 гг.) (ил. 107), аналитический (1909–1912 гг.) (ил. 108), синтетический (1913–1914 гг.) (ил. 109).
Кубисты расширили традиционное представление о живописи. Они стали вводить в полотна реальные предметы: коробочки, детали музыкальных инструментов (скрипок и гитар), куски дерева, ткани (ил. 110). Эта техника впоследствии получила название ассамбляж. Чаще всего художники-кубисты при создании картин использовали бумагу: куски газет и обоев, торговые этикетки (ил. 111) – так появился коллаж.
Кроме Брака (ил. 112) и Пикассо (ил. 113) (о нем см. ниже) яркими представителями кубизма во Франции были Хуан Грис (1887–1927 гг.) (ил. 114), Фернан Леже (1881–1955 гг.) (ил. 115), Робер Делоне (1885–1941 гг.) (ил. 116).
Кубизм нашел немало последователей среди художников в других странах, включая Россию (см. часть II, главу 1).