Первым художественным течением, возникшим в культуре XX в., был фовизм. Его появление связано с парижским Осенним салоном 1905 г. (ил. 31), на котором свои работы представили Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Альбер Марке и другие художники. Для фовистов было характерно использование ярких, чистых цветов, отказ от линейной перспективы и светотени, упрощение формы (ил. 32).
Лидером фовистов считается Анри Матисс (1869–1954 гг.) (ил. 33). Он родился на севере Франции в семье торговца. По настоянию отца получил в Париже юридическое образование, некоторое время работал клерком в адвокатской конторе, а затем уехал в Париж учиться живописи.
Первые работы Матисса были созданы под влиянием импрессионизма (ил. 34), неоимпрессионизма (ил. 35), П. Гогена и П. Сезанна (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях»).
В 1905 г. Матисс написал портрет жены (ил. 36), в котором проявился характерный для фовизма стиль. Со временем художник отказался от смешения красок, светотени, мелких деталей (ил. 37).
В 1910 г. по заказу русского коллекционера С.И. Щукина Матисс изготовил для его московского дома (ил. 38) два панно – «Музыка» (ил. 39) и «Танец» (ил. 40). По приглашению Морозова художник посетил Россию, где восхитился русской иконописью.
Матисс несколько раз побывал в Северной Африке, в Марокко и Алжире, где обогатился новыми впечатлениями и убедился в правильности избранного пути (ил. 41, ил. 42).
Матисс писал интерьеры (ил. 43), портреты (ил. 44, ил. 45), натюрморты (ил. 46), пейзажи (ил. 47).
Долгие годы секретарем и натурщицей художнику служила русская эмигрантка Лидия Делекторская (ил. 48, ил. 49). После смерти Матисса она подарила СССР многие его работы – рисунки, картины, скульптуры, керамику.
Другим видным мастером среди фовистов был Андре Дерен (1880–1954 гг.) (ил. 50). На Осеннем салоне 1905 г. он выставил пейзаж «Лодки в Коллиуре» (ил. 51), написанный под влиянием неоимпрессионизма в технике пуантилизма. Позже Дерен выработал собственный стиль в духе фовизма, опираясь на который он писал портреты (ил. 52, ил. 53), пейзажи (ил. 54, ил. 55), сцены повседневной жизни (ил. 56), натюрморты (ил. 57).
Альбер Марке (1875–1947 гг.) (ил. 58) не был похож на остальных фовистов. Он писал преимущественно пейзажи, отличавшиеся спокойствием и лиризмом: виды Парижа, особенно набережные Сены (ил. 59, ил. 60, ил. 61), море, гавани с лодками (ил. 62, ил. 63).