Во французской скульптуре существовали те же стили и направления, что и в живописи, – рококо, неоклассицизм, реализм.
Жан-Батист Пигаль (1714–1785 гг.) (ил. 1) учился скульптуре во Франции и в Италии. В Риме под влиянием искусства античности и Возрождения он создал статую «Меркурий, завязывающий сандалию» (ил. 2), за которую был избран в Королевскую академию живописи и скульптуры (позже стал ее ректором). Создавая скульптурные портреты, Пигаль никогда не идеализировал модель (ил. 3, ил. 4), за что получил прозвище «беспощадный».
Одним из крупнейших французских ваятелей XVIII в. считается Этьен Морис Фальконе (1716–1791 гг.) (ил. 5), чье имя также связано с русской культурой. Фальконе занимался монументальной скульптурой (ил. 6) и мелкой пластикой (ил. 7). Он несколько лет был художественным руководителем Севрской фарфоровой мануфактуры, для которой изготовил множество статуэток. В творчестве Фальконе проявились черты как рококо (ил. 8), так и классицизма (ил. 9).
В России Фальконе создал лучшую из своих скульптур – памятник Петру I (ил. 10) (см. главу 4, раздел «Скульптура»).
Жан Антуан Гудон (1741–1828 гг.) (ил. 11) прославился как мастер скульптурного портрета. Он создал бюсты и статуи многих своих знаменитых современников: Екатерины II (ил. 12), Бенджамина Франклина (ил. 13), Джорджа Вашингтона (ил. 14), композитора Глюка (ил. 15).
По заказу Екатерины II скульптор изготовил статую Вольтера (ил. 16), в которой показал себя тонким мастером психологического портрета (ил. 17). Статуя была установлена в Новом Эрмитаже, в зале, где хранились библиотека Вольтера, приобретенная императрицей (ил. 18).