РУБРИКАТОР

Искусство Месопотамии

Искусство Ассирии

В VIII–VII вв. до н. э. Ассирийская империя (ил. 25) достигла наивысшего могущества, подчинив себе всю Месопотамию. Ассирийцы позаимствовали у местных народов религию и культуру, по-своему переработав их. Искусство Ассирии призвано было прославлять силу и могущество ее правителей. Дворцовое строительство стало ведущим в архитектуре.

В центре города Дур-Шаррукин (ил. 26) (ныне поселение Хорсабад в Ираке), ненадолго ставшего столицей Ассирии, был построен дворец царя Саргона II (ил. 27). Дворцовый комплекс, возведенный на высокой террасе, включал в себя более 200 помещений и 30 открытых дворов (ил. 28). Среди зданий выделялся семиярусный зиккурат высотой 40 м. Дворец украшала скульптура (ил. 29). Вход в него был оформлен в виде арки (ил. 30), по сторонам которой стояли фигуры крылатых шеду (ил. 31, ил. 32). Фасад дворца украшали две гигантские фигуры полумифического царя Гильгамеша (ил. 33) и его друга Энкиду.

 

Ниневия. В период расцвета Ассирийского государства его столицей был город Ниневия, лежавший на берегу Тигра (ил. 34). Ниневия, в которой проживало свыше 100 тыс. человек, занимала территорию более 7 кв. км. Город имел строгую планировку. Ширина главной улицы, называвшейся Дорогой процессий, составляла 26 м. Ниневию окружали крепостные стены длиной 12 км и высотой более 20 м (ил. 35), имевшие 15 проездных ворот (ил. 36).

В центре Ниневии стоял царский дворец (ил. 37, ил. 38). Вход в него охраняли фигуры шеду (ил. 39) и львов. Стены дворца (ил. 40) были украшены каменными рельефами с изображением завоевательных походов (ил. 41) и царской охоты на львов (ил. 42). Некоторые из скульптур принадлежат к выдающимся произведениям древнего искусства (ил. 43).

При раскопках Ниневии была обнаружена библиотека (ил. 44) просвещенного царя Ашшурбанапала, в которой находилось более 30 тыс. клинописных табличек (ил. 45).

В 612 г. до н. э. Ниневия была разрушена вавилонскими войсками.