РУБРИКАТОР

Итальянское Возрождение

Архитектура

 

Общая характеристика. Главная особенность ренессансного зодчества состоит в освоении античного наследия (ил. 2), в частности, в широком использовании и дальнейшем развитии архитектурного ордера (ил. 3). Важнейшими принципами архитектуры становятся тектоника, симметрия, идеально выверенные пропорции (в том числе золотое сечение), строгие математические вычисления.

Постройки эпохи Возрождения по масштабу соразмерны человеку (ил. 4), что отличает их от гигантских готических соборов Средневековья (см. главу 4).

Наиболее распространенными типами ренессансных зданий были храмы (ил. 5) и дворцы – палаццо (ил. 6). Основным строительным материалом итальянским зодчим служили камень (ил. 7) и кирпич. Широко применялись облицовочные материалы: известняк, мрамор, штукатурка.

Стрельчатая арка уступила место полуциркульной (ил. 8), а стрельчатый сводцилиндрическому (ил. 9). Широкое применение в архитектуре получил купол (ил. 10).

Архитекторы Итальянского Возрождения (Альберти, Палладио, Виньола) оставили после себя богатое теоретическое наследие.

 

Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.). Брунеллески (ил. 11) считается родоначальником архитектуры Возрождения. Его авторству принадлежит проект одной из первых ренессансных построек эпохи: здания детского приюта во Флоренции – Оспидале дельи Инноченти (ил. 12). Его протяженный двухэтажный фасад выходит на соседнюю площадь лоджией-портиком с легкой, изящной аркадой коринфского ордера (ил. 13, ил. 14).

Брунеллески завершил строительство главного храма Флоренции – собора Санта-Мария дель Фьоре (ил. 15, ил. 16, ил. 17, ил. 18, ил. 19), начатого еще в конце XIII в. архитектором Арнольфо ди Камбио. Главной достопримечательностью собора стал его огромный купол (ил. 20). Он имеет двойную оболочку и каркас из восьми ребер (ил. 21). Купол увенчан световым фонарем (ил. 22), вокруг которого устроена смотровая площадка. Купол Брунеллески, своими размерами превзошедший купол Пантеона, вызвал множество подражаний, как в Италии, так и за ее пределами.

К шедеврам Раннего Возрождения относится капелла Пацци (ил. 23), построенная Брунеллески во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Вход в купольный храм оформлен шестиколонным портиком с большим центральным арочными проемом. Интерьер здания покоряет простотой и ясностью линий, точностью пропорций (ил. 24).

Брунеллески первым открыл и описал принципы линейной перспективы (ил. 25) (см. раздел «Живопись»).

 

Леон Батиста Альберти (1404–1472 гг.). Альберти (ил. 26) был универсальной творческой личностью. Он увлекался живописью, скульптурой (написал трактат «О статуе»), музыкой (написал трактат «О музыке»), экономикой, философией, поэзией, правом (написал трактат «О праве»).

Альберти построил во Флоренции палаццо Ручеллаи (ил. 27) (о палаццо см. ниже), где впервые в искусстве Ренессанса при оформлении фасада применил пилястры и антаблемент в качестве основного элемента композиции (ил. 28). Каждый этаж здания декорирован пилястрами одного из трех классических ордеров, как это было сделано с помощью колонн в римском Колизее (ил. 29).

Альберти был не только выдающимся архитектором-практиком, но и теоретиком, оставившим после себя трактат «Десять книг об архитектуре» (ил. 30).

 

Итальянские палаццо. В эпоху Возрождения в Италии сформировался тип богатого городского дома-дворца – палаццо, который по своему назначению мог быть частным домом (ил. 31) или общественным зданием (ил. 32). Обычно палаццо имело три этажа (ил. 33) и часто строилось в виде каре (ил. 34, ил. 35), внутри которого находился открытый двор (ил. 36), обнесенный арочными галереями. Снаружи стены здания отделывались рустом (ил. 37) и завершались сильно вынесенным вперед карнизом (ил. 38).

На первом этаже палаццо находились хозяйственные и служебные помещения (кухни, конюшни, комнаты прислуги), на втором – парадные залы (ил. 39, ил. 40, ил. 41), на третьем – жилые покои хозяев.

 

Донато Браманте (1444–1514 гг.). Браманте сыграл в архитектуре Высокого Возрождения такую же важную роль, какую Брунеллески в зодчестве Раннего Возрождения. Браманте работал в основном в Риме, где построил во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио небольшой храм Темпьетто (итал. Tempietto буквально означает «храмик») (ил. 42, ил. 43, ил. 44). Он представляет собой ротонду, окруженную колоннадой тосканского ордера. В этом удивительно гармоничном здании была реализована идея центрического купольного сооружения.

По заказу папы римского Юлия II Браманте спроектировал главный католический храм – собор Святого Петрав Риме (ил. 45). В плане он должен был представлять собой греческий (равноконечный) крест (ил. 46), перекрытый огромным куполом (ил. 47). Храм успели возвести до высоты арок, когда Браманте скончался.

Сменилось несколько архитекторов, пока работы над собором не возглавил Микеланджело (о нем см. в разделе «Скульптура»), который внес немало изменений в проект Браманте (ил. 48): упростил план, выделил главное пространство (ил. 49) и добавил торжественный колонный портик с восточной стороны (ил. 50). Микеланджело спроектировал купол собора Святого Петра (ил. 51, ил. 52), увенчав его световым фонарем (ил. 53), вокруг которого была устроена смотровая площадка.

В соборе, в крипте, под бронзовым балдахином (ил. 54) покоятся мощи апостола Петра (ил. 55).

 

Андреа Палладио (1508–1580 гг.). Настоящее имя архитектора – Андреа ди Пьетро (ил. 56). Прозвище Палладио он получил в честь греческой богини Афины Паллады. Творчество Палладио связано в основном с городом Виченца. В его окрестностях зодчий построил виллу «Ротонда» (ил. 57, ил. 58) – первое купольное здание светского назначения эпохи Возрождения. В плане она представляет собой квадрат (ил. 59), к каждой стороне которого пристроен колонный портик с лестницей (ил. 60). В квадрат вписан круглый зал (ил. 61), перекрытый куполом.

В самой Виченце Палладио построил палаццо дель Капитаньо (ил. 62), фасад которого украсил большим ордером, поддерживающим антаблемент (ил. 63).

Зодчий также написал трактат «Четыре книги об архитектуре» (ил. 64).

Своим творчеством Палладио заложил основы стиля классицизм в архитектуре (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях»).