У Брюллова мечтал учиться живописи Павел Андреевич Федотов (1815–1852 гг.) (ил. 35). Он родился в Москве в семье военного. Поступил в кадетский корпус, а после его окончания был определен офицером в гвардейский Финляндский полк (ил. 36), расквартированный в Петербурге. Прослужив 10 лет, Павел Андреевич в чине штабс-капитана вышел в отставку и целиком посвятил себя живописи.
Федотова увлек бытовой жанр. Первой его картиной стал «Свежий кавалер» (ил. 37). Ее герой, молодой чиновник, одетый в халат, стоит в позе античного героя и демонстрирует служанке свою первую награду – крестик. В ответ девушка с насмешливой улыбкой показывает ему изношенные сапоги.
Сюжет следующей картины Федотова «Сватовство майора» (ил. 38) имеет особый подтекст. Майор, а значит, дворянин, сватается к купеческой дочке: знатность женится на богатстве. Все подвластно кисти Федотова: воздушные кружева невесты, тяжелый шелк платья матери, сверкающая бронза люстры. После «Сватовства майора» последовал «Завтрак аристократа» (ил. 39). По сюжету эта картина менее значительна, но по живописи столь же хороша.
Нотки трагического восприятия действительности звучат в картине художника «Вдовушка» (ил. 40). За год до смерти Федотов начал картину «Анкор, еще анкор!» (ил. 41), очень непохожую на другие его произведения. Исчезло богатство федотовских красок, господствуют мрачные красно-коричневые тона. Все это выдает признаки душевного расстройства, начавшегося у художника. Федотова поместили в психиатрическую лечебницу, в которой он вскоре скончался.