РУБРИКАТОР

Искусство России второй половины XIX века

Архитектура

В 1818 г. приехавший в Россию молодой французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (1786–1858 гг.) (ил. 1) получил заказ на строительство Исаакиевского собора (ил. 2, ил. 3, ил. 4) в Петербурге. Он подготовил проект огромного пятиглавого храма с пристроенными к нему четырьмя колонными портиками (ил. 5, ил. 6).

Снаружи собор богато украшен скульптурой (ил. 7, ил. 8). Немало скульптуры находится в интерьере (ил. 9), однако там преобладает живопись – фрески, мозаики, витражи (ил. 10, ил. 11, ил. 12). Чувство меры и вкуса, присущие ампиру, исчезли.

Строительство Исаакиевского собора ознаменовало кризис ампира. В середине XIX в. ему на смену пришли исторические стили. Теперь каждый зодчий выбирал тот стиль прошлого, который нравился его заказчику. Одни строили, подражая готике (ил. 13), другие – барокко (ил. 14), третьи – Ренессансу (ил. 15) и т.д.

В отечественной архитектуре среди исторических стилей ведущее место занял русский стиль, ориентировавшийся на образцы средневекового русского зодчества (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях», часть II, главу 4 «Искусство России»). Его основоположником считается архитектор Константин Андреевич Тон (1794–1881 гг.) (ил. 16). Он родился в Петербурге в семье обрусевшего немца, получил образование в Академии художеств, затем продолжил обучение в Италии и Франции.

Вскоре после возвращения на родину Тон получил заказ на строительство в Москве храма Христа Спасителя (ил. 17, ил. 18, ил. 19, ил. 20). Архитектор спроектировал его похожим на средневековые русские церкви: кубический объем, традиционное пятиглавие, луковичные купола, закомары. Вместе с тем многое в храме Христа Спасителя было нетипично для средневекового русского зодчества. Его фасады украшала скульптура (ил. 21). Внутри (ил. 22) вместо традиционного иконостаса находился мраморный шатер, уставленный иконами (ил. 23), на стенах и сводах – религиозные картины в духе живописи XIX в.

Другая значительная работа Тона – Большой Кремлевский дворец (ил. 24, ил. 25, ил. 26). В его внешнем убранстве Тон использовал мотивы средневекового Теремного дворца в Кремле. Большой Кремлевский дворец имеет пять парадных залов, названных в честь главных русских орденов (ил. 27, ил. 28, ил. 29, ил. 30). Самый большой среди них – Георгиевский зал (ил. 31, ил. 32).

В 1870-е гг. на Красной площади по проекту архитектора Владимира Осиповича Шервуда (1832–1897 гг.) (ил. 33) было построено здание Исторического музея (ил. 34, ил. 35, ил. 36). Красные кирпичные стены, островерхие шатры, узоры на фасадах (ил. 37) – все это удачно связало его с Кремлем и собором Василия Блаженного. В духе русского Средневековья оформлены интерьеры музея (ил. 38, ил. 39).

Вслед за Историческим музеем на Красной площади по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева (1849–1918 гг.) (ил. 40) было построено новое здание Верхних торговых рядов (ил. 41, ил. 42), возведенное на месте старого, сооруженного О.И. Бове (см. часть I, главу 3). Своим видом оно напоминает узорчатые боярские хоромы XVII в.: нарядные крыльца, высокие кровли, замысловатые наличники на окнах (ил. 43). Однако при кажущейся «старине» Верхние торговые ряды были сооружены с учетом последних достижений в области строительства и торговли: большие окна-витрины, широкие проходы (линии), перекрытые стеклянной кровлей (ил. 44), глубокие подвалы (ил. 45).

В Петербурге, где нет памятников средневековой архитектуры, в русском стиле был построен храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) (ил. 46, ил. 47, ил. 48). Архитектор Альфред Александрович Парланд (1842–1919 гг.) (ил. 49) возвел его на месте, где в марте 1881 г. смертельное ранение получил император Александр II (ил. 50). Здание храма Спаса на крови во многом копировало архитектуру собора Василия Блаженного (ил. 51) в Москве.