Общая характеристика. XVII столетие считается золотым веком испанской живописи. В это время в Испании работало целое созвездие выдающихся художников: Эль Греко, Веласкес, Рибера, Мурильо.
В живописи преобладали религиозные сюжеты. Из светских жанров широкое распространение получил портрет, в меньшей степени бытовая картина. Натюрморт и пейзаж встречаются сравнительно редко.
Монументальная живопись в отличие от Италии и Франции не получила в Испании развития.
Большое влияние на испанскую живопись оказало Итальянское Возрождение и Караваджо. Многие испанские художники учились в Италии.
Эль Греко. Эль Греко (1541–1614 гг.) (ил. 1) считается первым великим испанским живописцем, хотя он был греком (настоящее имя Доменикос Теотокопулос), родившимся на Крите. Эль Греко обучался в Италии у Тициана, испытал заметное влияние Тинторетто.
В 1576 г. уже зрелым художником Эль Греко переехал в Толедо (ил. 2), бывшую столицу Испании, где прожил до конца своей жизни. Там для церкви Сан-Томе он написал большое полотно «Погребение графа Оргаса» (ил. 3). Помимо религиозных картин художник писал портреты (ил. 4, ил. 5).
Эль Греко был представителем стиля барокко в живописи. Его самобытную художественную манеру трудно с кем-либо спутать (ил. 6). Для нее характерны неожиданные композиционные построения и ракурсы, неестественно вытянутые пропорции, контрастные сопоставления переднего и заднего планов.
В петербургском Эрмитаже хранится картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (ил. 7), построенная на противопоставлении темпераментов двух святых.
Рибера. Хосе де Рибера (1591–1652 гг.) большую часть жизни провел в Неаполе, который тогда находился под властью Испании. На творчество Риберы заметное влияние оказал Караваджо.
Рибера чаще всего обращался к мифологическим и религиозным темам (ил. 8). Особенно ему удавались сюжеты, связанные со страданиями и мученичеством святых (ил. 9). Художник с большой убедительностью умел передать на холсте драматизм происходящего.
Рибера обращался также к реалистической живописи (ил. 10).
Веласкес. Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599–1660 гг.) (ил. 11) считается одним из величайших мастеров в истории мировой живописи. Он родился в Севилье, с которой связан начальный этап его творчества. Первые работы художника (ил. 12, ил. 13), в которых ощущается влияние Караваджо, были выполнены в жанре бодегон (исп. bodegon – трактир, харчевня), представлявшем собой что-то среднее между натюрмортом и бытовой сценкой.
Из Севильи Веласкес переехал в Мадрид, где ему стал покровительствовать влиятельный граф Оливарес (ил. 14). Художник получил должность придворного живописца короля Филиппа IV (ил. 15, ил. 16), которую исполнял на протяжении 37 лет.
Главное место в творчестве Веласкеса занимал портрет, хотя нередко он обращался к мифологическим и историческим сюжетам. К зрелым работам художника относятся картины «Сдача Бреды» (ил. 17) и «Кузница Вулкана» (ил. 18).
Веласкес совершил несколько поездок в Италию. Во время одной из них он написал портрет папы Иннокентия X (ил. 19), в котором проявилось редкое колористическое дарование художника и тонкий психологизм. Увидев свой портрет, папа воскликнул: «Слишком правдиво!»
Вопреки запрету церкви изображать обнаженное тело Веласкес написал «Венеру перед зеркалом» (ил. 20).
В поздний период Веласкес создает сложные, многофигурные композиции – картины «Менины» (ил. 21) и «Пряхи» (ил. 22).
Веласкес умер в Мадриде и был похоронен в небольшой местной церкви, которую французы разрушили в 1809 г. Могила художника не сохранилась.
Мурильо. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682 гг.) (ил. 23) считается последним представителем золотого века испанской живописи. Он всю жизни провел в Севилье, где много работал по заказам храмов и монастырей. Сохранилось более 450 картин Мурильо, большинство из которых религиозного содержания (ил. 24, ил. 25). При этом работам художника присущи жизненность и лиризм.
Среди картин Мурильо есть немало жанровых сценок из жизни простых людей. Художника особенно привлекали дети, изображение которых отличается живостью и непосредственностью (ил. 26).
Мурильо был одним из основателей и первым президентом Севильской Академии, ставшей школой профессионализма для многих художников.