РУБРИКАТОР

Искусство России первой половины XIX века

Декоративно-прикладное искусство

Костюм. Дворянин пушкинского времени носил белоснежную рубашку с высоким, стоячим, накрахмаленным воротником (ил. 1). Поверх воротника на шею он повязывал галстук (ил. 2).

На смену камзолу пришел короткий жилет (ил. 3). Поверх жилета надевали фрак (ил. 4), считавшийся парадной одеждой. Повседневной одеждой служил сюртук (ил. 5), отличавшийся от фрака наличием передних пол и высокой застежки.

В начале XIX в. мужчины стали носить длинные штаны – панталоны (ил. 6). Сверху они держались на подтяжках, а снизу на штрипках, пропускаемых под подошву обуви (ил. 7). Некоторые категории военных носили лосины – штаны, сшитые из кожи лося (ил. 8). Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы на цепочке.

Самым модным мужским головным убором считался цилиндр (ил. 9). В 1835 г. во Франции изобрели его складной вариант – шапокляк (ил. 10). Отставные военные, привыкшие за годы службы к форменной фуражке, предпочитали картуз (ил. 11) – ту же фуражку, только без знаков отличия.

В пушкинское время мужчины носили короткие завитые волосы (ил. 12). В моду вошли бакенбарды (ил. 13).

В первой половине XIX в. утвердился своеобразный идеал женской красоты: лебединая шея, покатые плечи, «осиная» талия (ил. 14). Талию тонкой делал корсет. К корсету пристегивалось несколько пышных нижних юбок, благодаря которым платье приобретало форму колокола (ил. 15).

Дамы носили прически без челки, с прямым или боковым пробором и прядями волос, уложенными на макушке (ил. 16). В моде были также длинные завитые волосы, локонами ниспадающие на плечи (ил. 17). Такая прическа называлась «плакучая ива».

Женские головные уборы отличались большим разнообразием: тюрбан (ил. 18), берет (ил. 19), кибитка (ил. 20). Дома дама носила чепец (ил. 21).

Обязательной принадлежностью женского костюма были перчатки (ил. 22), веер (ил. 23) и небольшая матерчатая сумочка – ридикюль (ил. 24).