РУБРИКАТОР

Искусство Китая

Архитектура

 

Общая характеристика. Традиционная китайская архитектура легко узнаваема. Она сильно отличается от европейской. Особенностью китайского зодчества является уникальная стоечно-балочная конструкция со сложной системой доугунов – деревянных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов и поддерживающих крышу (ил. 2). Необычны крыши старинных китайских зданий: они слегка изгибаются, а их углы чуть приподняты кверху. Нередко крыши делали двухъярусными (ил. 3).

Строительным материалом для китайцев служили дерево, камень, кирпич. Крыши покрывали цветной черепицей. Здания украшали росписями (ил. 4), реже скульптурой (ил. 5).

Основными типами сооружений были храмы (ил. 6), пагоды (ил. 7), дворцы (ил. 8), мемориальные арки – пайлоу (ил. 9).

 

Великая Китайская стена. Великая Китайская стена считается самым грандиозным сооружением в истории человечества (ил. 10, ил. 11). Она строилась на северной границе Китая для защиты от нападений воинственного кочевого народа хунну. Строительство велось с III в. до н. э. вплоть до XIX в., т. е. более тысячи лет (с перерывами). Считается, что в отдельные периоды на работах было занято до 1 млн человек. Протяженность стены составляет более 6 тыс. км, высота – до 10 м, толщина стен – 5–6 м (ил. 12). Она возведена из земли, камня и кирпича (ил. 13). Стена шла вдоль горной цепи, преодолевая как высокие подъемы, так и глубокие ущелья (ил. 14). Составной частью стены являются башни (ил. 15), установленные на расстоянии около 200 м друг от друга (дальность полета стрелы).

 

Пагоды. С распространением буддизма в Китае начали строить пагоды (ил. 16, ил. 17), в которых хранили буддийские реликвии. Пагоды представляли собой высокие башни, имевшие нечетное (счастливое) число ярусов. Одна из самых древних пагод – семиярусная Даяньта (Большая пагода Диких гусей) (ил. 18), построенная в Сиане (прежнее название Чаньань), тогдашней столице империи Тан. Ее название связано с легендой, рассказывающей о том, как Будда, побывавший в здешних местах, сумел побороть желание полакомиться мясом диких гусей.

 

Комплекс Запретного города. Запретный город (ил. 19, ил. 20), расположенный в центре Пекина, считается самым большим дворцовым комплексом в мире (720 тыс. кв. м). В XV–XX вв. он служил китайским императорам резиденцией. От остальной части Пекина Запретный город отделен семиметровой стеной протяженностью 3,4 км и широкими рвами, наполненными водой (ил. 21).

Дворцовый комплекс, включающий 8,7 тыс. помещений, строился с 1406 по 1420 г. Здания расположены вдоль главной оси, на которую нанизаны несколько ворот, главные из которых – Тяньаньмэнь (Врата небесного спокойствия) (ил. 22). Весь комплекс разделен на две части: Внешний дворец, где проходили официальные церемонии, и Внутренний, где находились жилые покои императора и его семьи. В центре Внешнего дворца стоит павильон Тайхэдянь (Зал высшей гармонии) (ил. 23), где проходили важнейшие государственные церемонии, в том числе коронации императоров. Деревянное здание покоится на высоком каменном основании, поднимающемся тремя уступами. К нему ведет лестница с мраморным пандусом, украшенным рельефными изображениями драконов (ил. 24). Павильон Баохэдянь (Зал сохранения гармонии) служил императору тронным залом (ил. 25). Во Внутреннем дворце одним из самых красивых павильонов считается Цяньцингун (Зал небесной чистоты) (ил. 26, ил. 27), где находилась опочивальня императора.

На территории Запретного города помимо дворцовых зданий располагались императорские сады (ил. 28) (об искусстве садов см. ниже).

 

Храм Неба (Тяньтань). Одновременно с Запретным городом в центре Пекина был построен комплекс культовых сооружений храм Неба (ил. 29, ил. 30). Он предназначался для молитв императора о ниспослании хорошего урожая. Архитектурный ансамбль состоит из двух зданий и беломраморного ступенчатого алтаря (ил. 31). Главным сооружением считается круглый храм Циняньдянь (храм Молитвы за урожай) (ил. 32). Он стоит на высоком каменном цоколе и увенчан трехъярусной конусообразной крышей (ил. 33, ил. 34).

 

Искусство садов. В Китае широкое распространение получило искусство садов (ил. 35), зародившееся в древние времена. Каждый сад включал в себя несколько законченных пейзажных композиций, отделенных друг от друга водоемами, павильонами, стенами. Деревья, цветы, камни, вода и архитектура (павильоны, беседки, мосты) – все это соединялось в единый художественный ансамбль (ил. 36). Ярким образцом китайского садово-паркового искусства являются сады Сучжоу (ил. 37, ил. 38, ил. 39).

Садово-парковое искусство Китая получит дальнейшее развитие в культуре Японии.