РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Концептуализм

Литературно-художественное направление концептуализм (от лат. conсерtus – мысль, представление) возникло в середине 1960-х гг. одновременно в Европе и в США. Его сторонники считают, что цель искусства состоит в передаче идей (ил. 272). Один из идеологов концептуализма, Джозеф Кошут, утверждает: «Цель искусства состоит в том, чтобы создавать идею, концепцию». Другой художник, Сол Левитт, добавляет: «Концептуальное искусство хорошо только тогда, когда хороша идея».

Произведения концептуального искусства могут существовать в самом необычном виде: как печатный или рукописный текст (ил. 273), как схема (ил. 274), чертеж, фотография (ил. 275), аудио- или видеозапись. Объектом искусства может стать любой природный объект: поле, пляж, улица, скульптурный или архитектурный памятник, а также всякое явление и процесс. В 1962 г. итальянский художник Пьеро Манцони создал композицию «Основание мира» (ил. 276), выставив планету на пьедестале как собственное произведение искусства.

Концептуалисты переносят акцент с произведения искусства на его восприятие. При этом художник и зритель превращаются в соавторов.

Художники-концептуалисты отвергают традиционные формы изобразительности, заменяя их инсталляцией (ил. 277), перформансом (ил. 278).

Один из основоположников концептуализма – американский художник Джозеф Кошут (родился в 1945 г.) (ил. 279). Его композиция «Один и три стула» (ил. 280, ил. 281), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря, считается классическим образцом концептуального искусства. Художник создал целый ряд подобных работ, объединяющих повседневные вещи с их фотографиями и словесными описаниями (ил. 282, ил. 283).

Кошут рассматривает язык как систему знаков, имеющую смысл только по отношению к самой себе. Воплощением этой идеи явилась его работа «Пять слов в пяти цветах» (ил. 284).