РУБРИКАТОР

Искусство Италии XVII века

Архитектура

 

Общая характеристика. В XVII столетии в Италии из всех видов искусств важнейшее место занимала архитектура. Она отошла от традиций ренессансного зодчества с его гармоничными, уравновешенными формами. На этой почве вырос художественный стиль барокко, ставший господствующим в итальянском зодчестве (о барокко см. ниже).

Архитектура удовлетворяла, прежде всего, интересы католической церкви и высшей светской аристократии. Зодчие строили преимущественно храмы (ил. 2), дворцы (ил. 3), загородные виллы.

Центром строительной деятельности был Рим. Там в XVII в. были реализованы смелые градостроительные проекты – площадь Святого Петра (о ней см. ниже) (ил. 4) и площадь (пьяцца) дель Пополо с отходящими от нее тремя лучами улиц (ил. 5).

 

Стиль барокко. Барокко зародилось в Италии на рубеже XVI–XVII вв. Предшественниками этого стиля в архитектуре считаются Микеланджело Буонарроти и Джакомо да Виньола, построивший в Риме церковь Иль Джезу (о ней см. ниже).

Барокко присущи пышность и нарядность (ил. 6). В нем преобладают декоративное начало, нарочитая усложненность, театральность. Барокко стремится к синтезу искусств – архитектуры, живописи (ил. 7) и скульптуры (ил. 8). Причем живопись и скульптура часто заслоняют и деформируют архитектурные формы. Архитектурный ордер в барокко почти полностью теряет конструктивность и приобретает подчеркнуто декоративную функцию (ил. 9).

Архитектура барокко полна динамики. Она питает любовь к криволинейным, дугообразным формам (ил. 10). Для нее характерно использование разорванных фронтонов, раскрепованного антаблемента, ниш, обрамлений окон, картушей (ил. 11).

Зодчий барокко делает акцент на фасаде здания (ил. 12), рассчитывая, главным образом, на его фронтальное восприятие. В барочных постройках часто наблюдается несоответствие внешней и внутренней структуры здания.

Барокко – универсальный художественный стиль, помимо архитектуры проявивший себя в живописи, скульптуре (см. разделы «Живопись» и «Скульптура»), литературе, театре, музыке.

 

Церковь Иль Джезу. Первым памятником, построенном в стиле барокко, считается церковь Иль Джезу (ил. 13, ил. 14, ил. 15), начатая архитектором Джакомо Бароцци да Виньолой и законченная Джакомо делла Порта, который выполнил ее фасад. Фасад храма разделен на два яруса, каждый из которых оформлен архитектурным ордером. Верхний ярус по краям обрамлен крупными волютами. Фасад церкви Иль Джезу впоследствии послужил образцом для многих барочных храмов Европы.

Довольно аскетичное внешнее убранство Иль Джезу контрастирует с ее пышным интерьером (ил. 16), в украшении которого широко использована живопись, скульптура, позолоченная лепнина. Своды и купол храма (ил. 17) расписал художник Джованни Баттиста Гаулли. Особенно эффектно выглядит плафон главного нефа (ил. 18). Изображенные на нем фигуры создают иллюзию, будто они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.

Иль Джезу – главная церковь монашеского ордена иезуитов. В ней похоронен основатель этого ордена Игнатий Лойола (ил. 19).

 

Архитектор Бернини. Крупнейшим зодчим Италии XVII в. считается Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.) (ил. 20). Он обладал универсальным дарованием – архитектор, скульптор (см. раздел «Скульптура»), живописец. Бернини родился в Неаполе. Учился у своего отца скульптора Пьетро Бернини.

Лоренцо Бернини работал преимущественно в Риме, где сделался придворным архитектором папы Урбана VIII. В течение многих лет зодчий руководил работами по украшению интерьеров собора Святого Петра (ил. 21, ил. 22), придав им барочный характер. Под куполом храма зодчий установил 30-метровый бронзовый балдахин (киворий), опирающийся на четыре витые колонны (ил. 23). В апсиде Бернини соорудил украшенную скульптурой «кафедру Святого Петра» (ил. 24).

Самой значительной работой Бернини считается площадь Святого Петра (ил. 25, ил. 26, ил. 27), устроенная перед одноименным храмом. Она имеет форму овала, образованного грандиозной тосканской колоннадой (ил. 28, ил. 29), построенной по проекту Бернини. Площадь Святого Петра стала крупнейшим архитектурным ансамблем Италии XVII в.

 

Архитектор Борромини. Соперником Бернини как архитектора был Франческо Борромини (1599–1667 гг.) (ил. 30). Главное его произведение – небольшая церковь Сан-Карло алле Куаттро Фонтане (ил. 31), ставшая эталоном стиля барокко в архитектуре. Ее здание в плане образует овал, перекрытый овальным куполом (ил. 32, ил. 33). Во внешнем облике храма (ил. 34) и в его интерьере (ил. 35) преобладают криволинейные линии и плоскости.

Для палаццо Барберини (ил. 36), в строительстве которого принимали участие несколько архитекторов, Борромини спроектировал причудливую винтовую лестницу с двойными колоннами (ил. 37, ил. 38).