Во второй половине XVIII в. в России работал выдающийся французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716–1791 гг.) (ил. 21) (о нем см. главу 1), которому Екатерина II заказала памятник Петру Великому.
12 лет Фальконе трудился над конной статуей Петра I (ил. 22). Скульптор так описал найденный им образ: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побежденных им трудностей» (ил. 23, ил. 24, ил. 25).
Голову Петра (ил. 26), которая никак не давалась Фальконе, выполнила его ученица М.А. Колло. Пьедесталом для конной статуи послужил огромный обломок скалы – «Гром-камень» весом 1600 тонн (ил. 27), найденный в окрестностях Петербурга. Памятник был установлен на одной из главных площадей Петербурга – Сенатской (ил. 28).