РУБРИКАТОР

Искусство Ахеменидского Ирана

Основные даты

 

Середина VI в. – создание империи Ахеменидов

539 г. до н. э. – завоевание персами Вавилона

        331–330 гг. до н. э. – разгром империи Ахеменидов Александром Македонским

 

Общая характеристика

 

В период наибольшего могущества империя Ахеменидов (ил. 1) подчинила себе всю Месопотамию, Малую и Среднюю Азию, Сирию, Египет, Армению. Иран впитал в себя черты культуры многих из завоеванных им стран и народов. Искусство ахеменидского Ирана прежде всего дворцовое, придворное, оно призвано было прославлять мощь и величие империи и ее правителей. Персидские зодчие широко использовали в строительстве колонны, а для украшения зданий – рельефы.

В Пасаргадах, первой столице империи Ахеменидов, сохранилась гробница Кира II (ил. 2). Она представляет собой простое сооружение, лишенное каких-либо украшений и отдаленно напоминающее месопотамские зиккураты. Несмотря на небольшие размеры, здание мавзолея выглядит монументально (ил. 3).

На протяжении 200 лет столицей Ахеменидского Ирана был Персеполь (ил. 4). В нем царь Дарий I и его сын Ксеркс I возвели роскошный дворцовый комплекс (ил. 5, ил. 6). Он стоял на высокой искусственной платформе-террасе (ил. 7) размерами 450 на 300 м и высотой более 12 м. Попасть на террасу можно было по лестнице, разделявшейся на два широких «рукава» (ил. 8). Вход во дворец пролегал через ворота Всех народов (ил. 9), по сторонам которых стояли фигуры четырех 8-метровых человекоголовых крылатых быков, напоминавших ассирийских шеду. Композиционный центром дворцового ансамбля был огромный парадный зал – ападана (ил. 10) размером 62 на 62 м. Он стоял на отдельной платформе (ил. 11), на которую вели несколько лестниц (ил. 12). Крышу зала поддерживали 36 восемнадцатиметровых колонн (ил. 13), имевших сложные капители в виде двойных полуфигур быков (ил. 14, ил. 15). Рядом с ападаной находилось помещение еще больших размеров – Зал ста колонн (ил. 16, ил. 17), названный так по количеству колонн, поддерживавших его крышу.

Главным украшением дворцового комплекса в Персеполе были настенные рельефы (ил. 18). Сюжетами для них служили шествия царской гвардии (ил. 19), приемы персидским царем покоренных народов (ил. 20), сцены охоты львов на быков (ил. 21). Рельефы выполнены с высоким художественным мастерством (ил. 22). Персидская скульптура испытала явное влияние ассирийской. Однако рельефы Персеполя более статичны и торжественны, чем рельефы Ниневии.

Ахеменидское искусство прославилось глазурованными рельефными керамическими панно (ил. 23, ил. 24), подобными тому, что украшали ворота Иштар в Вавилоне. На фризе дворца в Сузах были помещены цветные изображения царских воинов-телохранителей – так называемых бессмертных (ил. 25).

Любопытным произведением ахеменидского искусства является Бехистунский рельеф (ил. 26). Он был вырезан на высокой Бехистунской скале (ил. 27) по приказу царя Дария I по случаю его победы над мятежником Гауматой. На рельефе изображен Дарий, попирающий ногой поверженного Гаумату. Перед царем-победителем стоит вереница связанных вождей мятежников (ил. 28). Над ними помещено изображение бога Ахурамазды и клинописные надписи на эламской, аккадском и древнеперсидском языках, рассказывающие о победах Дария.