РУБРИКАТОР

Искусство Англии XVIII века

Архитектура

Общая характеристика. Англия позже других стран начала осваивать наследие античности и Возрождения. Долгое время в английской архитектуре господствовала готика. Только в XVII в. в Англии сформировался новый художественный стиль – классицизм, который в XVIII столетии сделался основным.

Большое влияние на английское зодчество оказало творчество А. Палладио. «Палладианство» расцвело пышным цветом на английской почве.

Главным вкладом английской архитектуры в европейскую считается создание пейзажного парка.

 

Иниго Джонс. Иниго Джонс (1573–1652 гг.) (ил. 1) стоял у истоков английской архитектурной традиции. Он обучался в Италии, где сделался поклонником А. Палладио. Благодаря Джонсу «палладианство» расцвело на английской почве.

В течение 28 лет Джонс занимал должность главного придворного архитектора. Первая его постройка в палладианском стиле – Квин-хаус (ил. 2, ил. 3) в Гринвиче, пригороде Лондона. Двухэтажное здание снаружи почти лишено архитектурного убранства. Внутри интерес представляет изящная лестница, закрученная спиралью (ил. 4).

Следующей постройкой Джонса был Банкетинг-хаус (ил. 5) в Лондоне, предназначенный для банкетов, приемов иностранных послов и театральных представлений. Оба этажа здания отделаны рустом, кроме того, нижний украшен колоннами и пилястрами ионического ордера, а верхний – коринфского. Постройку венчает плоская крыша с балюстрадой. Внутри здания устроен просторный зал с двухъярусной колоннадой (ил. 6). Своей архитектурой он напоминает античный храм.

30 января 1649 г. у стен Банкетинг-хауса состоялась казнь Карла I (ил. 7).

 

Кристофер Рен. Кристофер Рен (1633–1723 гг.) (ил. 8) считается крупнейшим английским архитектором XVIII в. и создателем стиля английского классицизма.

В 1666 г. «великий пожар» уничтожил центральную часть Лондона – Сити (ил. 9). Король поручил Рену восстановить город. В ходе этой работы архитектор возвел собор Святого Павла (ил. 10, ил. 11, ил. 12), главное творение своей жизни. Западный фасад храма украшен двухъярусным портиком и башнями-колокольнями, несущими на себе черты барокко. Незадолго до пожара Рен совершил поездку во Францию, где его заинтересовали купольные храмы. Архитектор увенчал собор Святого Павла огромным куполом (ил. 13, ил. 14), который напоминает купол базилики Святого Петра в Риме. В интерьере храма сочетаются черты классицизм и барокко (ил. 15, ил. 16).

В крипте собора похоронены многие знаменитые британцы, в том числе адмирал Нельсон (ил. 17), герцог Веллингтон (ил. 18), художник Тернер и сам Кристофер Рен.

Последней постройкой Рена стал Королевский военно-морской госпиталь (ил. 19) в Гринвиче. Главным элементом его убранства служат колоннады (ил. 20). В ансамбль госпиталя архитектор вписал здание Квин-хауса, сделав его центром всей композиции при виде со стороны Темзы (ил. 21).

 

Садово-парковое искусство. В XVIII в. в Англии сложился тип парка, получивший название пейзажный или английский. Главное его отличие от французского парка состояло в том, что он подражал девственной природе. Для его устройства выбирали холмистую местность (ил. 22). Для английского парка характерны извилистые тропинки, свободная посадка деревьев, реки и пруды с изрезанными берегами (ил. 23). В парке можно встретить различные постройки: павильоны (ил. 24), напоминающие античные храмы, искусственные руины (ил. 25), живописные мосты (ил. 26). В разных уголках устанавливались скульптуры (ил. 27).

Наибольшая заслуга в создании английского пейзажного парка принадлежит архитектору Уильяму Кенту (1684–1748 гг.) (ил. 28). Одно из лучших его творений – усадьба Чизик (ил. 29) в пригороде Лондона. Посреди парка в Чизике Кент возвел летний дворец (ил. 30), образцом для которого послужила вилла Ротонда А. Палладио. Другим прекрасным образцом пейзажного парка, созданного Кентом, является усадьба Стоурхерд (ил. 31, ил. 32).

Английский пейзажный парк получил широкое распространение в других европейских странах, включая Россию (см. главу 4).