Автопортрет (ил. 1) – разновидность портрета, изображение художником или скульптором самого себя. Автопортрет появился в эпоху Возрождения.
Ад (ил. 2) – место наказания и вечного страдания душ умерших грешников. Ср. рай.
Аллегория (ил. 3) – передача в изобразительном искусстве отвлеченных понятий, изображение их посредством каких-либо предметов или существ.
Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 4) – в католическом храме жертвенный стол (престол), а также стенка над этим столом с религиозной живописью или скульптурой.
Барельеф (ил. 5) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем наполовину своего реального объема. Ср. горельеф.
Гобелен – см. шпалера.
Горельеф (ил. 6) – высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего реального объема. Ср. барельеф.
Гравюра (ил. 7) – вид графики, произведение изготавливается посредством печатания с доски (деревянной, металлической, каменной).
Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, представляет собой рисунок или гравюру на бумаге или каком-либо другом материале.
Диптих (ил. 8) – произведение живописи, состоящее из двух частей, объединенных общим замыслом. Ср. полиптих, триптих.
Донатор (лат. donator – даритель) (ил. 9) – заказчик произведения изобразительного искусства или архитектурного сооружения. Донатор часто изображался в заказанных им произведениях живописи.
Жанр (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. Деление на жанры начало формироваться в эпоху Возрождения. См. пейзаж, портрет.
Замок (ил. 10) – укрепленное жилище феодала. В эпоху Возрождения замки стали терять оборонное значение и превращаться в дворцовые резиденции.
Каноник (ил. 11) – в католической церкви член соборного совета (капитула).
Капелла (ил. 12) – часовня или небольшой храм, стоящий отдельно или встроенный в объем собора.
Кессоны (ил. 13) – квадратные или многоугольные декоративные углубления в потолке, своде, арке.
Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении живописи.
Ксилография (ил. 14) – гравюра на дереве.
Ктитор – то же, что и донатор.
Линейная перспектива (прямая перспектива) (ил. 15) – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. Научное обоснование линейная перспектива получила в эпоху Возрождения.
Люкарна (ил. 16) – оконный проем в скате крыши или куполе.
Масляная краска (ил. 17) – краска, где в качестве связующего вещества используется растительное масло. Была усовершенствована нидерландским художником Яном ван Эйком. Получила широкое распространение в эпоху Возрождения.
Небесный Иерусалим – небесный город, который сойдет на Землю в конце истории; образ рая.
Пейзаж (ил. 18) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п. Становление пейзажа началось в эпоху Возрождения.
Перспектива – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. См. линейная перспектива, световоздушная перспектива.
Полиптих (ил. 19) – произведение живописи, состоящее из нескольких частей, объединенных единым замыслом. Ср. диптих, триптих.
Портрет (ил. 20) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей. Становление портретного жанра произошло в эпоху Возрождения. См. автопортрет.
Престол – см. алтарь.
Прямая перспектива – см. линейная перспектива.
Рай (ил. 21) – место вечного блаженства умерших праведников. Ср. ад.
Рельеф (ил. 22) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном. См. барельеф, горельеф.
Световоздушная перспектива (ил. 23) – способ передачи глубины пространства в живописи путем смягчения очертаний предметов, которые окутывает легкая голубоватая дымка. Это явление открыл Леонардо да Винчи.
Светотень (ил. 24) – в живописи и графике способ выявления объема предмета.
Триптих (ил. 25) – произведение живописи, состоящее из трех частей, объединенных общим замыслом. Ср. диптих, полиптих.
Шпалера (гобелен) (ил. 26) – безворсовый настенный ковер ручной работы, получивший распространение в эпоху Возрождения.