РУБРИКАТОР

Романское искусство

Архитектура

 

Общая характеристика. Моду в зодчестве задавали монастыри (ил. 2), служившие центрами христианского паломничества и обладавшие огромными богатствами. Монахи вкладывали деньги в строительство, особенно в сооружение величественных монастырских храмов (ил. 3).

Характерными чертами романского стиля были толстые стены, прорезанные узкими арочными окнами (ил. 4), цилиндрические своды, массивные опоры (ил. 5). В интерьере господствовал мотив полуциркульной (полукруглой) арки. Лишь в отдельных местах стены храмов покрывали скульптурные рельефы (ил. 6) (см. ниже раздел «Скульптура»). Важное место в романской архитектуре занимало строительство замков (ил. 7) и городских крепостей (ил. 8) (о замках и городах см. ниже). В западноевропейском зодчестве, как и в византийском, архитектурный ордер изменился (ил. 9), утратил свое совершенство.

Основным строительным материалом служил камень, который укладывался с использованием раствора.

 

Устройство католического храма. В основу романского храма (ил. 10, ил. 11) положена раннехристианская базилика, разделенная внутри рядами колонн на нефы и ориентированная алтарем на восток (ил. 12). Средний неф делался выше остальных и освещался через окна, расположенные над боковыми нефами (ил. 13). В восточной части храма имелись алтарные выступы – апсиды (ил. 14). Для увеличения алтарного пространства продольные нефы под прямым углом пересекал поперечный – трансепт (ил. 15), благодаря чему здание храма получило в плане форму латинского креста (ил. 16). Место пересечения двух нефов (средокрестие) обычно увенчивалось башней со шпилем (ил. 17) или куполом (ил. 18).

Главный вход в храм находился с западной стороны (ил. 19) и украшался порталом (ил. 20). Через него человек попадал в нартекс (притвор), а затем в главный неф (ил. 21), который вел к алтарю (ил. 22). Алтарь имел обход (деамбулаторий) (ил. 23), вдоль внешней стены которого были устроены капеллы (ил. 24). Они образовывали венец, опоясывающий алтарь. Восточная (алтарная) часть храма называется хор. Под хором находилась крипта (ил. 25) – подземное помещение, использовавшееся для хранения реликвий и погребения знатных лиц. Собор аббатства Сен-Дени (ил. 26) на окраине Парижа на протяжении нескольких столетий служил усыпальницей французских королей (ил. 27).

Снаружи массивные романские церкви с толстыми стенами и редкими узкими окнами напоминали крепостные сооружения (ил. 28).

 

Устройство католического монастыря. В Средние века в одной только Франции насчитывалось около 1000 аббатств и монастырей. Католический монастырь имел сложное устройство (ил. 29). Его территория обносилась оградой (ил. 30), внутри которой главное место занимал собор (ил. 31). К одному из его длинных фасадов примыкал прямоугольный двор – клуатр (ил. 32), который со всех сторон окружали галереи (ил. 33).

Вокруг клуатра группировались остальные монастырские постройки: рефекторий (ил. 34) – трапезная, в которой монахи питались; дормиторий (ил. 35) – общая спальня; зал капитулов (ил. 36), где проходили собрания монахов и приемы почетных гостей; скрипторий (ил. 37) – мастерская для переписывания книг, библиотека (хранилище рукописей), больница. Отдельное помещение занимал аббат. Монахи-картезианцы в силу своего обета отшельников жили в отдельных кельях. Так был устроен их монастырь Гранд-Шартрез во Франции (ил. 38), где у каждого монаха имелся отдельный домик.

В монастыре имелось немало хозяйственных построек: кухня, пекарня, продовольственные склады, амбары, мельница, мастерские, прачечная, конюшни, хлева.

 

Устройство средневекового замка. В Средние века в условиях частых войн широкое распространение получило строительство замков (ил. 39). Их старались сооружать на возвышенном месте, часто на горе (ил. 40). Окруженный высокой каменной стеной, замок представлял собой неприступную крепость (ил. 41), которая имела единственные проездные ворота (ил. 42). Замок окружал ров, который, если позволял рельеф местности, заполняли водой (ил. 43). Через ров был переброшен подъемный мост (ил. 44), который при подъеме запирал проездные ворота. Помимо этого, ворота защищали опускающиеся внутри башни металлические решетки – герсы (ил. 45). По верху стены пролегал боевой ход (ил. 46), защищенный снаружи зубцами с бойницами (ил. 47). Стену усиливали башни, выступавшие вперед и позволявшие вести фланговый обстрел нападавших. Для поражения противника, подступившего вплотную к стене, на башнях и стенах делали бойницы вертикального боя – машикули (ил. 48).

В центре замка сооружали большую круглую или квадратную башню – донжон (ил. 49), служившую жильем для феодала, а в случае осады – последним рубежом обороны. Обычно донжон имел три этажа, соединявшихся между собой винтовой лестницей (ил. 50). На первом этаже хранили продовольствие и военное снаряжение, на втором находились комнаты владельца замка, над ними – помещения для слуг и охраны. В подвале донжона располагались тюрьма и колодец.

В замке имелись многочисленные хозяйственные и служебные постройки: кухня (ил. 51), склады, мельница (ил. 52), кузница, конюшня, колодец (ил. 53). Для богослужения в замках строили капеллы (ил. 54).

 

Пизанский ансамбль. В романскую эпоху в итальянском городе Пиза был построен архитектурный комплекс, включавший в себя собор, колокольню и баптистерий (ил. 55). Собор представляет собой пятинефную базилику с трехнефным трансептом (ил. 56, ил. 57). Его западный фасад отделан светло-серым мрамором и украшен четырьмя ярусами галерей с колоннами (ил. 58, ил. 59). В интерьере господствует мотив полуциркульной арки (ил. 60).

Самая известная из пизанских построек – башня, прозванная из-за своего наклона «падающей» (ил. 61, ил. 62). Она состоит из восьми ярусов, семь из которых окружены колонной галерей (ил. 63).

Пизанский баптистерий (ил. 64) строился на протяжении 200 лет с перерывами и поэтому несет на себе черты как романского стиля, так и готики (ил. 65).