Общая характеристика. В первой половине XVIII в. во французской живописи господствовал стиль рококо (Ватто, Буше), во второй половине преобладание получил неоклассицизм (Давид). Параллельно им развивалось реалистическое течение (Шарден).
Окончательная победа светского начала привела к широкому распространению бытового жанра, особенно популярны были такие его виды, как «галантные празднества» и «пасторали».
Французские живописцы проявляли повышенный интерес к колориту, образцом для них служили венецианцы и Рубенс.
На французское изобразительное искусство большое влияние оказывала Королевская академия живописи и скульптуры, которая регулярно устраивала в Париже выставки – Салоны.
Ватто. Крупнейшим французским живописцем первой половины XVIII в. был Антуан Ватто (1684–1721 гг.) (ил. 1). Он родился в провинциальном городе Валансьене, но в юные годы перебрался в Париж.
В творчестве Ватто проявились черты рококо. Манеру художника отличает изысканность и эмоциональность. Ватто виртуозно владел кистью и обладал редким колористическим дарованием.
Одной из главных тем в творчестве Ватто были «галантные празднества» (ил. 2, ил. 3, ил. 4), подсмотренные в доме богатого торговца, банкира и коллекционера Пьера Кроза, который покровительствовал художнику.
Галантные сценки, созданные Ватто, напоминают театрализованное зрелище, впрочем, реальный театр также интересовал художника (ил. 5). Предполагается, что картина «Жиль» (ил. 6) была написана им как вывеска комедийной труппы.
В творчестве Ватто встречаются трогательные изображения людей из простого народа – «Савояр с сурком» (ил. 7).
За год до смерти Ватто написал картину «Лавка Жерсена» (ил. 8), на которой изображен интерьер модного магазина, торгующего произведениями искусства.
В возрасте 36 лет Ватто умер от туберкулеза, которым долгое время болел.
Шарден. Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779 гг.) (ил. 9) всю жизнь прожил в Париже. Он работал в области натюрморта и жанровой живописи, придерживаясь реалистического направления в искусстве. Шарден одним из первых художников начал писать с натуры.
Героями картин Шардена были в основном люди из третьего сословия: горничные, гувернантки, прачки, кухарки. На полотнах художника они занимаются своим делом – готовят еду (ил. 10), стирают белье (ил. 11), воспитывают детей (ил. 12).
На склоне лет главное место в творчестве Шардена занял натюрморт. Чаще всего художник составлял композицию из простых предметов (ил. 13, ил. 14). Немало у Шардена есть натюрмортов, посвященных изобразительным искусствам (ил. 15).
Давид. Жак Луи Давид (1748–1825 гг.) (ил. 16) был крупнейшим французским живописцем второй половины XVIII в. Он родился в Париже в зажиточной семье, окончил Королевскую академию живописи и скульптуры, несколько лет прожил в Италии, где изучал античное искусство.
Давид – самый яркий представитель французского неоклассицизма в живописи. Одна из его ранних картин «Клятва Горациев» (ил. 17) открывает серию классицистических работ художника, посвященных истории и мифологии Древних Греции и Рима (ил. 18, ил. 19, ил. 20).
Давид был участником и художественным летописцем многих важнейших исторических событий. В годы Великой французской революции он избирался в Национальный конвент, был членом Комитета общественной безопасности. По заказу Якобинского клуба художник сделал эскиз для картины «Клятва в Зале для игры в мяч» (ил. 21). Одна из самых известных работ Давид – «Смерть Марата» (ил. 22).
После прихода к власти Наполеона Давид стал его придворным живописцем. Он создает картины, посвященные переходу Наполеона через Альпы (ил. 23) и его коронации (ил. 24, ил. 25), пишет портреты императора (ил. 26).
После падения Наполеона Давил, опасаясь преследований, бежал в Бельгию. Он умер в Брюсселе и там же был похоронен (ил. 27).