РУБРИКАТОР

Искусство России XVIII века

Архитектура

Дворянская усадьба

В 1762 г. Петр III (ил. 172) подписал Манифест о вольности дворянства, после чего многие дворяне оставили государственную службу и занялись устройством своих загородных имений. Под усадьбу обычно выбирали живописное место, часто на берегу реки или пруда (ил. 173). В центре усадьбы ставили барский дом (ил. 174), перед которым устраивали парадный двор с въездными воротами (ил. 175).

Усадебный дом богатого помещика напоминал дворец (ил. 176). Вход в него лежал через колонный портик (ил. 177). Первым помещением, встречавшим гостей, был вестибюль (ил. 178). В XVIII в. в барском доме появились кабинеты (ил. 179), библиотеки (ил. 180), карточные комнаты, картинные (ил. 181). Центральное место в доме занимал большой парадный зал (ил. 182), предназначенный для балов.

Парадные помещения украшались зеркалами, живописью, лепниной (ил. 183). Полы выкладывали наборным паркетом (ил. 184). Стены комнат чаще всего драпировали штофом (ил. 185) – узорчатой шелковой тканью. Почти в каждом жилом помещении стояла печь (ил. 186). Под влиянием английской моды появились камины (ил. 187).

Барский дом окружал обширный парк (ил. 188), который тогда чаще называли сад. Прямо перед окнами дома устраивали партер (ил. 189). В парке возводили разные постройки – беседки, оранжереи (ил. 190), эрмитаж (ил. 191) для обедов в узком кругу близких людей. Рядом с водоемом сооружали грот (ил. 192, ил. 193).

Важная роль в украшении парка отводилась скульптуре (ил. 194). В разных его уголках можно было встретить статуи античных богов и героев. Богатый и разнообразный мир усадьбы дополняли звери и птицы, которых содержали в специальных вольерах (ил. 195). В состав усадьбы входила церковь (ил. 196). Нередко она была единственным строением, уцелевшим от Средневековья.