РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Скульптура

Барлах Э.

Эрнст Барлах (1870–1938 гг.) (ил. 39) родился в Германии. Учился в Художественно-промышленном училище в Гамбурге, затем в дрезденской Академии художеств и, наконец, в академии Жюльена в Париже.

В 1906 г. Барлах побывал в России, создав после этого «русский цикл» скульптур (ил. 40), персонажами которых были крестьяне, бедняки, нищие и вообще угнетенные люди.

Скульптор участвовал в Первой мировой войне, вернувшись с нее убежденным пацифистом. Последние двадцать лет жизни он жил и работал в городке Гюстров, на севере Германии.

Большое влияние на Барлаха (ил. 41) оказала немецкая средневековая скульптура (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях»).

Барлах считается виднейшим представителем экспрессионизма в скульптуре. Для его зрелых работ (ил. 42, ил. 43, ил. 44) характерны угловатость форм, резкие складки широких одежд, выразительность. Фигуры то охвачены отчаянным порывом, то словно дремлют, полные духовной мощи.

В 1927 г. по заказу муниципалитета Гюстрова в память о жертвах Первой мировой войны Барлах создал скульптуру «Парящий ангел» (ил. 45, ил. 46), которую поместили в городской церкви.

Спустя два года скульптор изваял «Памятник павшим» (ил. 47), установленный в соборе Магдебурга: шесть неподвижных символических фигур, собравшихся вокруг креста (ил. 48, ил. 49).

В 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты. Они уничтожили многие работы Барлаха, а ему самому запретили заниматься профессиональной деятельностью.