В петровское время среди иностранных скульпторов, работавших в России, выделялся итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744 гг.). Вскоре после приезда в Петербург он изваял бюст царского любимца А.Д. Меншикова (ил. 11). В этой работе ярко проявились черты искусства барокко: изменчивость, пышность, натуралистичность. Мастер точно воспроизвел лицо вельможи – умное, волевое, надменное (ил. 12).
После смерти Петра I скульптор закончил работу над его бюстом (ил. 13). Лицо императора получилось очень выразительным – строгий взгляд, плотно сжатые губы, над переносицей пролегла глубокая складка (ил. 14). Большое правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что при жизни Петра Растрелли снял с его лица гипсовую маску (ил. 15), послужившую образцом для скульптурного портрета.
Позже Растрелли изготовил конную статую Петра I (ил. 16), которую в царствование Павла I установили перед Михайловским замком (ил. 17). Скульптор изобразил царя в пышном одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове (ил. 18).
В 1741 г. Растрелли закончил статую «Анна Иоанновна с арапчонком» (ил. 19). Императрица Анна (ил. 20), отличавшаяся большим ростом и грубыми чертами лица, выглядит великаном рядом с ребенком. Лишь ее нарядное платье, царские регалии и величественная поза скрашивают это неприятное впечатление.