В
Один из представителей «Союза», Николай Константинович Рерих (ил. 58), учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств у А.И. Куинджи. Именно от него он унаследовал любовь к ярким краскам и световым эффектам (ил. 59).
Рерих серьезно занимался изучением истории: много путешествовал, раскапывал курганы, собирал фольклор. В своих картинах он обращался к ранней русской истории (ил. 60, ил. 61, ил. 62, ил. 63). Исторически они вполне достоверны, хотя и лишены бытовизма, характерного для творчества В.И. Сурикова (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях»).
Другой живописец, Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927 гг.) (ил. 64), в своем творчестве запечатлел неповторимый мир русской провинции (ил. 65). Художника интересовала как праздничная жизнь людей (ил. 66, ил. 67, ил. 68), так и повседневная (ил. 69).
Немало внимания Борис Михайлович уделил быту русского купечества (ил. 70, ил. 71). Кустодиев был также прекрасным портретистом (ил. 72, ил. 73).
Член «Союз русских художников» Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905 гг.) (ил. 74) родился в Саратове. Живописи он обучался в Москве, Петербурге, Париже. Картины Борисова-Мусатова, красивые по рисунку, композиции и цвету, напоминают декоративные панно (ил. 75) или тканые ковры – гобелены. Неслучайно одна из них так и называется – «Гобелен» (ил. 76). Борисов-Мусатов писал в основном сценки усадебной жизни (картина «Водоём», ил. 77).
Образы, создаваемые художником, порой кажутся бесплотными видениями (ил. 78). Борисов-Мусатов прожил недолгую жизнь, но оказал большое влияние на художников объединения «Голубая роза».