РУБРИКАТОР

Искусство Англии XVIII века

Живопись

Общая характеристика. Национальная школа живописи сложилась в Англии лишь в XVIII в. До этого (в XVI–XVII вв.) в стране работали преимущественно иностранные мастера (Ганс Гольбейн Младший, Антонис ван Дейк).

Главным жанром английской живописи стал портрет, причем в портретной живописи важное место занимал групповой портрет.

В 1768 г. в Англии была создана Королевская Академия художеств, правда, не игравшая такой заметной роли, как Академия живописи и скульптуры во Франции. Под эгидой Академии в Лондоне стали устраиваться художественные выставки.

 

Хогарт. Уильям Хогарт (1697–1764 гг.) (ил. 1) считается основателем английской школы живописи. Он родился в небогатой семье учителя латинского языка. Испытав влияние философии Просвещения, Хогарт рассматривал искусство как средство воспитания, способное искоренять человеческие пороки.

Художник в одинаковой степени занимался живописью и графикой. Обычно он писал картины (чаще всего обличительного характера), а потом на их основе изготавливал гравюры. Для Хогарта характерно создание серии работ, объединенных общим сюжетом: «Карьера продажной женщины» (ил. 2), «Карьера повесы» (ил. 3).

Самое известное произведение художника – цикл из шести картин «Модный брак» (ил. 4, ил. 5, ил. 6, ил. 7, ил. 8, ил. 9), рассказывающих трагическую историю женитьбы и супружеской жизни обедневшего аристократа и дочери богатого буржуа.

Помимо бытового жанра Хогарт отдал дань портрету, которому часто придавал бытовую окраску – так называемые «сценки-беседы» (ил. 10). Один из лучших портретов Хогарта – «Девушка с креветками» (ил. 11). Он остался незавершенным, сохранившим эскизный характер. Это делает портрет похожим на картины импрессионистов (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях»).

 

Гейнсборо. Томас Гейнсборо (1727–1788 гг.) (ил. 12) считается одним из самых выдающихся английских живописцев. Он родился в семье торговца сукном и рано обнаружил способности к искусству, однако систематического художественного образования не получил.

Гейнсборо работал в области портрета (ил. 13, ил. 14) и пейзажа (ил. 15, ил. 16), нередко соединяя в одной картине два этих жанра (ил. 17, ил. 18). На его творчество большое влияние оказала живопись французского рококо и Антониса ван Дейка (ил. 19).

Для Гейнсборо характерен тонкий лиризм, грация и изящество. Художнику был близок сентиментализм, зародившийся в это время в Англии (роман «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна, изданный в 1768 г.).