РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы и США второй половины XIX века

Искусство США второй половины XIX века

Архитектура

Архитектура

В XIX в. в американской архитектуре на смену классицизму пришли исторические стили, подражавшие всевозможным стилям прошлого – от Древней Греции до готики. Причем выбор стиля нередко определялся назначением здания. Жилому дому приличествовал «георгианский» или «тюдоровский» стиль, церкви – готика (ил. 17), театру – стиль Людовика XV, для банка выбирался неоренессанс, для библиотеки или музея – античный ордер (ил. 18).

В середине XIX в. американская архитектура нередко проявляла склонность к грандиозным и показным эффектам. В это время производится перестройка здания Капитолия в Вашингтоне. Над ним был сооружен новый купол (ил. 19), достигший высоты 88 метров и увенчанный бронзовой статуей Свободы (ил. 20).Таким образом новая, утверждающая себя нация старалась противопоставить свое могущество и величие старому величию Европы.

Во второй половине XIX в. американские архитекторы сделали ставку на использование достижений науки и инженерной мысли. В это время в строительстве, особенно промышленном, начали широко применять металлические конструкции – сначала чугунные, потом более прочные стальные. Их использовали для возведения фабрик (ил. 21), контор, магазинов, складов.

Впечатляющей демонстрацией новых технических возможностей стало строительство металлических мостов. Наибольшую известность среди них получил Бруклинский мост (ил. 22, ил. 23) в Нью-Йорке. В нем смелость инженерного решения дополнилась выразительностью архитектурной формы: висящий на тросах центральный 484-метровый металлический пролет поддерживается мощными каменными порталами, прорезанными стрельчатыми арками.

В 1871 г. один из самых быстрорастущих городов США Чикаго, застроенный в основном деревянными зданиями, почти полностью был уничтожен пожаром. Восстановление города превратилось в строительный бум, который привлек в Чикаго немало молодых и энергичных архитекторов и инженеров. Благодаря им в 1880-е гг. сформировалась знаменитая Чикагская школа архитектуры.

Самым видным ее представителем был Луис Генри Салливан (1856–1924 гг.) (ил. 24), сын эмигранта из Ирландии. Он учился архитектуре в США и Франции, но по большей части постигал искусство зодчего в различных архитектурных мастерских и на строительных площадках. Долгое время Салливан сотрудничал с выходцем из Германии архитектором Д. Адлером, совместно с которым создал архитектурную фирму «Адлер & Салливан».

Одной из первых работ Салливана и Адлера явилось гигантское здание «Аудиториум» (ил. 25), построенное в Чикаго. Это – 10-этажный комплекс, совместивший в себе отель и офисы, которые образуют оболочку вокруг крупнейшего в США театрального зала на 4237 зрительских мест (ил. 26).  

«Форма в архитектуре следует за функцией» – таков был главный девиз Салливана. В поисках формы архитектор приходит к тройному членению тела здания: первый этаж – база, выше – соты одинаковых ячеек конторских помещений, наконец, под кровлей расположен технический этаж и карниз (ил. 27, ил. 28).

Визитной карточкой Чикагской школы архитектуры стала каркасная конструкция (ил. 29). Именно она, а также изобретение американским инженером Э. Г. Оттисом безопасного пассажирского лифта (первый такой лифт был установлен в 1857 г. в одном из универмагов Нью-Йорка) сделали возможным строительство небоскребов. Поначалу небоскребы создавались для размещения офисов, но постепенно превратились в универсальные сооружения, пригодные для любых целей.

Первым небоскребом принято считать 10-этажное здание Страховой компании (ил. 30), построенное в 1885 г. в Чикаго. Внутри него находился стальной каркас, снаружи скрытый горизонтальными и вертикальными рядами кирпичной кладки. Именно на каркас, а не на стены, опирались межэтажные перекрытия.

В конце XIX в. был достигнут рубеж в 16 этажей (ил. 31), и здания продолжали расти ввысь.

В 1893 г. в Чикаго состоялась Всемирная выставка, приуроченная к 400-летию открытия Х. Колумбом Америки. Парадный выставочный ансамбль (ил. 32) был спроектирован по академическим канонам, с пропилеями, портиками, аркадами и колоннадами. После выставки американскую архитектуру снова захлестнула волна эклектики. Чикагская школа потерпела поражение.