Жан Дезире Гюстав Курбе (1819–1877 гг.) (ил. 26) родился в маленьком городке Орнане, недалеко от швейцарской границы, в семье зажиточного землевладельца. Отец хотел выучить сына на юриста, но тот предпочел профессию живописца. Большое влияние на Курбе оказали голландцы XVII в. и Д. Веласкес (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях»).
С самого начала Курбе встал на путь реализма и борьбы с академическим искусством. На Салоне 1850 г. он показал две картины – «Дробильщики камней» (ил. 27) и «Похороны в Орнане» (ил. 28), которые вызвали резкую критику. Курбе ставили в укор грубость исполнения и вульгарность содержания. Но художник продолжал идти своим путем (ил. 29).
В 1855 г. работы Курбе отказались принять на Всемирную выставку, проходившую в Париже. Тогда он на собственные средства построил «Павильон реализма», где показал 39 своих работ. В их числе была «Мастерская художника» (ил. 30), считающаяся одной из лучших картин мастера.
В период Парижской коммуны (1871 г.) Курбе возглавил Комиссию художников по охране памятников искусства. По его инициативе была разрушена Вандомская колонна (ил. 31). После поражения коммунаров Курбе попал в тюрьму, а затем, опасаясь дальнейших преследований, уехал в Швейцарию (ил. 32), где спустя четыре года умер.