РУБРИКАТОР

Искусство Средневековой Руси

Словарь терминов

Аксамит – драгоценная ткань, вышитая пряденым золотом, представлявшим собой шелковую нить, окрученную тончайшей золотой проволокой. Ср. алтабас.

Алтабас – драгоценная ткань, вышитая волоченым золотом, представлявшим собой золотую проволоку толщиной с человеческий волос. Ср. аксамит

Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 1) – священная часть храма, расположенная на востоке и отделенная алтарной преградой или иконостасом.

Апсида (греч. apsis – свод, арка) (ил. 2) – выступ в восточной части храма, внутри которого размещается алтарь.

Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 3) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.

Аркада (ил. 4) – ряд арок.

Аркатурный пояс (аркатурно-колончатый пояс)  (ил. 5) – прилегающий к стене ряд арок, опирающихся на колонны.

Барабан (ил. 6) – архитектурная конструкция в виде цилиндра, на которой покоится купол. Обычно барабан прорезается окнами.

Бармица (ил. 7) – кольчужная сетка, прикрепляемая к шлему воина для защиты шеи.

Бахтерец  (ил. 8)  – кольчато-пластинчатый доспех (см.), состоящий из сотен мелких пластин.

Бочка (ил. 9) – двускатная кровля, имеющая килевидное сечение.

Братский корпус (ил. 10) – в монастыре одно-, двухэтажное здание, разделенное внутри на кельи, в которых жили монахи.

Венец – 1) средневековая царская корона (ил. 11); 2) девичий головной убор (ил. 12); 3) горизонтальный ряд бревен сруба, конструктивно связанных между собой (ил. 13).

Горлатная шапка  (ил. 14) – головной убор знатного человека в виде расширяющегося кверху цилиндра полуметровой высоты, сшитого из меха, снятого с горла (отсюда название) куницы или чернобурой лисицы.

Городня (ил. 15) – часть деревянной крепостной  стены в виде бревенчатого сруба, заполненного внутри землей и камнями.

Гульбище (ил. 16) – открытая или закрытая галерея, окружающая храм.

Деисусный чин (ил. 17) – главный чин иконостаса, в центре которого расположена икона «Спас в силах».

Детинец (ил. 18) – укрепленный центр города, кремль.

Диаконник (ил. 19) –  помещение в алтаре, где перед началом богослужения диакон и священник  облачаются в ризы.

Жертвенник (ил. 20) – помещение в алтаре, посреди которого стоит стол с тем же названием; на нем в начале литургии священник приготавливает Святые Дары.

Житийная икона (ил. 21) – икона с изображением святого в центре и сцен его жития, помещенных в квадратных клеймах на полях.

Закомара  (ил. 22) – полукруглое завершение наружной стены храма, за которой скрывается свод. Слово произошло от древнего названия «комара» – свод.

Зернь (ил. 23) – вид ювелирной техники: миниатюрные металлические шарики напаиваются на поверхность изделия.

Зерцало  (ил. 24) – парадный доспех из крупных металлических пластин, отполированных до зеркального блеска.

Изба (ил. 25) – название бревенчатого крестьянского дома.

Изразец (ил. 26) – расписная плитка-кирпич из обожженной глины, которую использовали для облицовки фасадов зданий и печей.

Икона (греч. eikon – образ, изображение) (ил. 27) – изображение святого или какого-либо библейского события, выполненное красками на доске. См. левкас, паволока.

Иконографический канон – определенные правила изображения святых и сцен их жизни, которым должны были следовать средневековые живописцы.

Иконография  (от греч. eikon – образ и grapho – пишу) – варианты изображения святых и сцен их жизни, библейских сюжетов, соответствующие установленному иконографическому канону. Иисус Христос и Богоматерь имели несколько иконографий (см. «Словарь персонажей христианского искусства»).

Иконостас (от греч. eikon – образ и stasis – место стояния) (ил. 28) – высокая преграда в храме, составленная из нескольких рядов икон  и отделяющая алтарь.

Кадило (ил. 29) – литургический сосуд в виде храма для сжигания ароматической смолы – ладана.

Кафтан (ил. 30) – верхняя длиннополая мужская одежда восточного происхождения.

Келья (лат. cella – комната)  (ил. 31) – жилище монаха, где он проводил значительную часть своего времени в молитвах и за чтением богословских книг.

Кика (ил. 32) – головной убор замужней женщины, небольшая шапочка, полностью скрывавшая волосы.

Клеймо  (ил. 33) – небольшой прямоугольник на полях житийной иконы, в котором писались отдельные сцены жития святого.

Клеть – неотапливаемая часть жилого дома, избы, где хранилась домашняя утварь.

Книжная миниатюра (ил. 34) – рисунок в рукописной книге.

Козырь (ил. 35) – высокий стоячий богато украшенный воротник, пристегивавшийся к кафтану.

Кокошник (древнерус. кокошь – курица) – 1) похожий на закомару декоративный элемент завершения храма (ил. 36); 2) высокий женский головной убор (ил. 37). 

Колт (ил. 38) – женское украшение: височное кольцо, подвешиваемое к головному убору.

Колчан – короб для хранения и ношения стрел. См. саадак.

Кольчуга  (ил. 39) – доспех  в виде рубашки, сплетенной из металлических колец.

Конха (греч. konche – раковина) (ил. 40) – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания. Обычно конха венчает апсиду в храме.

Кратир (ил. 41) – литургический сосуд для смешивания вина с водой.

Кремль   (ил. 42) укрепленный центр средневекового русского города. Ср. детинец.

Крест (ил. 43)  – один из главных христианских символов, напоминающий о мученической смерти Иисуса Христа. Мучеников в живописи изображали с крестом в руках.

Крестово-купольная система  (ил. 44) – основная конструктивная форма храмового зодчества средневековой Руси: два пересекающихся под прямым углом свода с водруженным посередине куполом. При этом пересекающиеся своды образуют в плане крест.

Куб (ил. 45) – кровля с четырьмя выпуклыми скатами, имеющая килевидное сечение.

Купол (ил. 46) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы. Купол храма символизировал небо.

Левкас (греч. leukos – белый) (ил. 47) – грунт, по которому писали иконы. В его состав входил толченый мел, смешанный с рыбьим клеем.

Летник (ил. 48) – верхняя одежда знатной женщины с очень широкими косо срезанными рукавами.

Лицевая рукопись (ил. 49) – рукописная книга, содержащая множество миниатюр.

Мандорла  (ит. mandorla – миндалина) (ил. 50) – сияние в виде овала вокруг фигуры Иисуса Христа, символ божественного света.

Местный чин (ил. 51) – нижний ряд иконостаса, составленный из икон, почитаемых в данной местности.

Миниатюра  – см. книжная миниатюра.

Митра (греч. mitra – повязка) (ил. 52) – головной убор архиерея в виде высокой округлой шапки (ил. 48), украшенной жемчугом и драгоценными камнями.

Мозаика (ил. 53) – вид монументальной живописи наряду с фреской: изображение набирается из кусочков цветного стекла (смальты).

Наличник (ил. 54) – декоративное обрамление окна.

Налуч  – чехол для лука. См. саадак.  

Настоятельский корпус (ил. 55) – в монастыре отдельно стоящий дом, в котором жил настоятель.

Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 56) –  часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами столпов (колонн), между рядом столпов и стеной.

Нимб (лат. nimbus – облако, туча) (ил. 57) – сияние вокруг голов святых, символизирующее их святость.

Оклад иконный (ил. 58) – металлическое покрытие иконы, нередко изготовленное из золота или  серебра и украшенное драгоценными камнями и жемчугом.

Оклад книжный (ил. 59) – металлическое покрытие рукописной книги, чаще всего Евангелия, нередко изготовленное из золота или серебра и украшенное драгоценными камнями и жемчугом.

Омофор (греч. omophorion – наплечник) (ил. 60) – знак архиерейского сана. Длинная и широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх других священнических одежд.

Паволока  (древнерус. покрывало, чехол)  (ил. 61) – холстина, которую наклеивали на иконную доску с целью защитить живопись от трещин в дереве.

Палата (от лат. palatium – дворец)  (ил. 62) –  просторное помещение, зал в каменной постройке.

Палаты (от лат. palatium – дворец)  (ил. 63) – большой каменный дом в русской средневековой архитектуре.

Панагия (греч. panagia – всесвятая) (ил. 64) – небольшая нагрудная иконка-медальон, отличительный знак архиерея.

Паперть (ил. 65) – открытое крыльцо, площадка перед входом в храм.

Парсуна (от лат. persona – личность) (ил. 66)  – название портрета в русской средневековой живописи, выполненного в иконописной манере. Парсуна получила распространение во второй половине XVI – XVII в.

Парус (ил. 67) – элемент архитектурной конструкции храма, представляющий сферический треугольник, обеспечивающий передачу тяжести барабана на поддерживающие его арки.

Перегородчатая эмаль (ил. 68) – вид техники эмали: на плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородочки, пространство между которыми заполнялось цветными эмалями.

Пищаль (ил. 69) – гладкоствольное ружье  с фитильным или кремнёвым замком.

Плинфа  (греч. plinthos – кирпич) – широкий плоский кирпич из обожженной глины, получивший распространение в архитектуре домонгольской Руси.

Подклет – подпол жилого дома, храма.

Портал  (от лат. porta – вход, ворота) (ил. 70)  – архитектурно оформленный вход в здание.

Посад (ил. 71) – торгово-ремесленное поселение средневекового города, состоявшее из слобод.

Посох (ил. 72) – длинная трость, атрибут знатного человека в средневековой Руси.

Потир (ил. 73) – литургический сосуд в виде кубка, предназначенный для причащения.

Праздничный чин (ил. 74) – один из рядов иконостаса,  состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Иисуса Христа.

Праотеческий чин (ил. 75) – верхний ряд иконостаса, состоящий из икон с изображениями отцов человечества (см. праотцы).

Престол (ил. 76) – главная святыня храма в виде каменного стола, расположенного в центре алтаря. Символизирует «гроб Господень».

Притвор (ил. 77) – пристройка к западной части храма, отделенная от него стеной.

Пророческий чин (ил. 78) – один из рядов иконостаса, состоящий из икон с изображениями пророков.

Ризница – то же, что диаконник.

Рогатина – разновидность копья  с большим, широким наконечником –  рожном.

Рожон (ил. 79) – наконечник рогатины.

Саадак, саадачный прибор  (ил. 80) – комплект вооружения, в который входил  лук с чехлом (налучем) и колчан со стрелами.

Саккос (от древнеевр.  saccus – рубище) (ил. 81) – парадное облачение архиерея в виде длинной просторной рубахи с короткими широкими рукавами.

Сарафан (ил. 82) – верхняя женская одежда в виде длинного безрукавного платья, которое держалось на двух коротких бретельках.

Свод  (ил. 83) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки.

Святые ворота (ил. 84) – главный вход в монастырь.

Сени  (ил. 85) – первое помещение в русском доме, связывающее жилую комнату  с улицей.

Скань (ил. 86) – вид ювелирной техники: ажурный орнамент, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей.

Слобода (ил. 87) – в средневековом городе поселение торговцев или ремесленников одной специальности, часть посада.

Смальта (ил. 88) – цветное стекло, применяемое для изготовлении мозаики.

Сруб (ил. 89) – коробка деревянного здания, избы, сложенная из бревен.

Страшный суд (ил. 90) – последний суд, совершаемый Богом над людьми для выявления праведников и грешников.  Страшный суд изображался  на западной стене храма (ил. 91).

Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краска, для которой связующим веществом служит яичный желток. Темперой писали иконы.

Терем (ил. 92) – жилая чердачная надстройка хором, царского дворца.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) (ил. 93) – столовая в монастыре.

Ферязь (ил. 94) – кафтан знатного человека с очень длинными рукавами и козырем.

Филигрань – то же, что скань.

Финифть – то же, что эмаль.

Фреска (ил. 95)  – вид монументальной живописи наряду с мозаикой: изображение наносится на сырую штукатурку водяными красками.

Хоромы (ил. 96) – комплекс жилых деревянных строений, связанных между собой переходами.

Царские врата (ил. 97) – двустворчатая дверь, устроенная в середине местного чина иконостаса и ведущая в алтарь.

Чеканка (ил. 98) – вид ювелирной техники, позволяющей создавать рельеф на тонком металлическом листе.

Чернь (ил. 99) – вид ювелирной техники: изображение наносится на металлическое изделие в процарапанные бороздки черневым сплавом.

Шатер (ил. 100) – в архитектуре пирамидальная кровля с крутыми скатами.

Шишак (ил. 101) – разновидность шлема с остроконечным верхом.

Эмаль (древнерус. финифть) (ил. 102) – вид ювелирной техники: стекловидное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. См. перегородчатая эмаль.

Юшман (ил. 103) – кольчато-пластинчатый доспех из немногих крупных пластин.