Аксамит – драгоценная ткань, вышитая пряденым золотом, представлявшим собой шелковую нить, окрученную тончайшей золотой проволокой. Ср. алтабас.
Алтабас – драгоценная ткань, вышитая волоченым золотом, представлявшим собой золотую проволоку толщиной с человеческий волос. Ср. аксамит
Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 1) – священная часть храма, расположенная на востоке и отделенная алтарной преградой или иконостасом.
Апсида (греч. apsis – свод, арка) (ил. 2) – выступ в восточной части храма, внутри которого размещается алтарь.
Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 3) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.
Аркада (ил. 4) – ряд арок.
Аркатурный пояс (аркатурно-колончатый пояс) (ил. 5) – прилегающий к стене ряд арок, опирающихся на колонны.
Барабан (ил. 6) – архитектурная конструкция в виде цилиндра, на которой покоится купол. Обычно барабан прорезается окнами.
Бармица (ил. 7) – кольчужная сетка, прикрепляемая к шлему воина для защиты шеи.
Бахтерец (ил. 8) – кольчато-пластинчатый доспех (см.), состоящий из сотен мелких пластин.
Бочка (ил. 9) – двускатная кровля, имеющая килевидное сечение.
Братский корпус (ил. 10) – в монастыре одно-, двухэтажное здание, разделенное внутри на кельи, в которых жили монахи.
Венец – 1) средневековая царская корона (ил. 11); 2) девичий головной убор (ил. 12); 3) горизонтальный ряд бревен сруба, конструктивно связанных между собой (ил. 13).
Горлатная шапка (ил. 14) – головной убор знатного человека в виде расширяющегося кверху цилиндра полуметровой высоты, сшитого из меха, снятого с горла (отсюда название) куницы или чернобурой лисицы.
Городня (ил. 15) – часть деревянной крепостной стены в виде бревенчатого сруба, заполненного внутри землей и камнями.
Гульбище (ил. 16) – открытая или закрытая галерея, окружающая храм.
Деисусный чин (ил. 17) – главный чин иконостаса, в центре которого расположена икона «Спас в силах».
Детинец (ил. 18) – укрепленный центр города, кремль.
Диаконник (ил. 19) – помещение в алтаре, где перед началом богослужения диакон и священник облачаются в ризы.
Жертвенник (ил. 20) – помещение в алтаре, посреди которого стоит стол с тем же названием; на нем в начале литургии священник приготавливает Святые Дары.
Житийная икона (ил. 21) – икона с изображением святого в центре и сцен его жития, помещенных в квадратных клеймах на полях.
Закомара (ил. 22) – полукруглое завершение наружной стены храма, за которой скрывается свод. Слово произошло от древнего названия «комара» – свод.
Зернь (ил. 23) – вид ювелирной техники: миниатюрные металлические шарики напаиваются на поверхность изделия.
Зерцало (ил. 24) – парадный доспех из крупных металлических пластин, отполированных до зеркального блеска.
Изба (ил. 25) – название бревенчатого крестьянского дома.
Изразец (ил. 26) – расписная плитка-кирпич из обожженной глины, которую использовали для облицовки фасадов зданий и печей.
Икона (греч. eikon – образ, изображение) (ил. 27) – изображение святого или какого-либо библейского события, выполненное красками на доске. См. левкас, паволока.
Иконографический канон – определенные правила изображения святых и сцен их жизни, которым должны были следовать средневековые живописцы.
Иконография (от греч. eikon – образ и grapho – пишу) – варианты изображения святых и сцен их жизни, библейских сюжетов, соответствующие установленному иконографическому канону. Иисус Христос и Богоматерь имели несколько иконографий (см. «Словарь персонажей христианского искусства»).
Иконостас (от греч. eikon – образ и stasis – место стояния) (ил. 28) – высокая преграда в храме, составленная из нескольких рядов икон и отделяющая алтарь.
Кадило (ил. 29) – литургический сосуд в виде храма для сжигания ароматической смолы – ладана.
Кафтан (ил. 30) – верхняя длиннополая мужская одежда восточного происхождения.
Келья (лат. cella – комната) (ил. 31) – жилище монаха, где он проводил значительную часть своего времени в молитвах и за чтением богословских книг.
Кика (ил. 32) – головной убор замужней женщины, небольшая шапочка, полностью скрывавшая волосы.
Клеймо (ил. 33) – небольшой прямоугольник на полях житийной иконы, в котором писались отдельные сцены жития святого.
Клеть – неотапливаемая часть жилого дома, избы, где хранилась домашняя утварь.
Книжная миниатюра (ил. 34) – рисунок в рукописной книге.
Козырь (ил. 35) – высокий стоячий богато украшенный воротник, пристегивавшийся к кафтану.
Кокошник (древнерус. кокошь – курица) – 1) похожий на закомару декоративный элемент завершения храма (ил. 36); 2) высокий женский головной убор (ил. 37).
Колт (ил. 38) – женское украшение: височное кольцо, подвешиваемое к головному убору.
Колчан – короб для хранения и ношения стрел. См. саадак.
Кольчуга (ил. 39) – доспех в виде рубашки, сплетенной из металлических колец.
Конха (греч. konche – раковина) (ил. 40) – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания. Обычно конха венчает апсиду в храме.
Кратир (ил. 41) – литургический сосуд для смешивания вина с водой.
Кремль (ил. 42) – укрепленный центр средневекового русского города. Ср. детинец.
Крест (ил. 43) – один из главных христианских символов, напоминающий о мученической смерти Иисуса Христа. Мучеников в живописи изображали с крестом в руках.
Крестово-купольная система (ил. 44) – основная конструктивная форма храмового зодчества средневековой Руси: два пересекающихся под прямым углом свода с водруженным посередине куполом. При этом пересекающиеся своды образуют в плане крест.
Куб (ил. 45) – кровля с четырьмя выпуклыми скатами, имеющая килевидное сечение.
Купол (ил. 46) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы. Купол храма символизировал небо.
Левкас (греч. leukos – белый) (ил. 47) – грунт, по которому писали иконы. В его состав входил толченый мел, смешанный с рыбьим клеем.
Летник (ил. 48) – верхняя одежда знатной женщины с очень широкими косо срезанными рукавами.
Лицевая рукопись (ил. 49) – рукописная книга, содержащая множество миниатюр.
Мандорла (ит. mandorla – миндалина) (ил. 50) – сияние в виде овала вокруг фигуры Иисуса Христа, символ божественного света.
Местный чин (ил. 51) – нижний ряд иконостаса, составленный из икон, почитаемых в данной местности.
Миниатюра – см. книжная миниатюра.
Митра (греч. mitra – повязка) (ил. 52) – головной убор архиерея в виде высокой округлой шапки (ил. 48), украшенной жемчугом и драгоценными камнями.
Мозаика (ил. 53) – вид монументальной живописи наряду с фреской: изображение набирается из кусочков цветного стекла (смальты).
Наличник (ил. 54) – декоративное обрамление окна.
Налуч – чехол для лука. См. саадак.
Настоятельский корпус (ил. 55) – в монастыре отдельно стоящий дом, в котором жил настоятель.
Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 56) – часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами столпов (колонн), между рядом столпов и стеной.
Нимб (лат. nimbus – облако, туча) (ил. 57) – сияние вокруг голов святых, символизирующее их святость.
Оклад иконный (ил. 58) – металлическое покрытие иконы, нередко изготовленное из золота или серебра и украшенное драгоценными камнями и жемчугом.
Оклад книжный (ил. 59) – металлическое покрытие рукописной книги, чаще всего Евангелия, нередко изготовленное из золота или серебра и украшенное драгоценными камнями и жемчугом.
Омофор (греч. omophorion – наплечник) (ил. 60) – знак архиерейского сана. Длинная и широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх других священнических одежд.
Паволока (древнерус. покрывало, чехол) (ил. 61) – холстина, которую наклеивали на иконную доску с целью защитить живопись от трещин в дереве.
Палата (от лат. palatium – дворец) (ил. 62) – просторное помещение, зал в каменной постройке.
Палаты (от лат. palatium – дворец) (ил. 63) – большой каменный дом в русской средневековой архитектуре.
Панагия (греч. panagia – всесвятая) (ил. 64) – небольшая нагрудная иконка-медальон, отличительный знак архиерея.
Паперть (ил. 65) – открытое крыльцо, площадка перед входом в храм.
Парсуна (от лат. persona – личность) (ил. 66) – название портрета в русской средневековой живописи, выполненного в иконописной манере. Парсуна получила распространение во второй половине XVI – XVII в.
Парус (ил. 67) – элемент архитектурной конструкции храма, представляющий сферический треугольник, обеспечивающий передачу тяжести барабана на поддерживающие его арки.
Перегородчатая эмаль (ил. 68) – вид техники эмали: на плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородочки, пространство между которыми заполнялось цветными эмалями.
Пищаль (ил. 69) – гладкоствольное ружье с фитильным или кремнёвым замком.
Плинфа (греч. plinthos – кирпич) – широкий плоский кирпич из обожженной глины, получивший распространение в архитектуре домонгольской Руси.
Подклет – подпол жилого дома, храма.
Портал (от лат. porta – вход, ворота) (ил. 70) – архитектурно оформленный вход в здание.
Посад (ил. 71) – торгово-ремесленное поселение средневекового города, состоявшее из слобод.
Посох (ил. 72) – длинная трость, атрибут знатного человека в средневековой Руси.
Потир (ил. 73) – литургический сосуд в виде кубка, предназначенный для причащения.
Праздничный чин (ил. 74) – один из рядов иконостаса, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Иисуса Христа.
Праотеческий чин (ил. 75) – верхний ряд иконостаса, состоящий из икон с изображениями отцов человечества (см. праотцы).
Престол (ил. 76) – главная святыня храма в виде каменного стола, расположенного в центре алтаря. Символизирует «гроб Господень».
Притвор (ил. 77) – пристройка к западной части храма, отделенная от него стеной.
Пророческий чин (ил. 78) – один из рядов иконостаса, состоящий из икон с изображениями пророков.
Ризница – то же, что диаконник.
Рогатина – разновидность копья с большим, широким наконечником – рожном.
Рожон (ил. 79) – наконечник рогатины.
Саадак, саадачный прибор (ил. 80) – комплект вооружения, в который входил лук с чехлом (налучем) и колчан со стрелами.
Саккос (от древнеевр. saccus – рубище) (ил. 81) – парадное облачение архиерея в виде длинной просторной рубахи с короткими широкими рукавами.
Сарафан (ил. 82) – верхняя женская одежда в виде длинного безрукавного платья, которое держалось на двух коротких бретельках.
Свод (ил. 83) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки.
Святые ворота (ил. 84) – главный вход в монастырь.
Сени (ил. 85) – первое помещение в русском доме, связывающее жилую комнату с улицей.
Скань (ил. 86) – вид ювелирной техники: ажурный орнамент, выполненный из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей.
Слобода (ил. 87) – в средневековом городе поселение торговцев или ремесленников одной специальности, часть посада.
Смальта (ил. 88) – цветное стекло, применяемое для изготовлении мозаики.
Сруб (ил. 89) – коробка деревянного здания, избы, сложенная из бревен.
Страшный суд (ил. 90) – последний суд, совершаемый Богом над людьми для выявления праведников и грешников. Страшный суд изображался на западной стене храма (ил. 91).
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краска, для которой связующим веществом служит яичный желток. Темперой писали иконы.
Терем (ил. 92) – жилая чердачная надстройка хором, царского дворца.
Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье) (ил. 93) – столовая в монастыре.
Ферязь (ил. 94) – кафтан знатного человека с очень длинными рукавами и козырем.
Филигрань – то же, что скань.
Финифть – то же, что эмаль.
Фреска (ил. 95) – вид монументальной живописи наряду с мозаикой: изображение наносится на сырую штукатурку водяными красками.
Хоромы (ил. 96) – комплекс жилых деревянных строений, связанных между собой переходами.
Царские врата (ил. 97) – двустворчатая дверь, устроенная в середине местного чина иконостаса и ведущая в алтарь.
Чеканка (ил. 98) – вид ювелирной техники, позволяющей создавать рельеф на тонком металлическом листе.
Чернь (ил. 99) – вид ювелирной техники: изображение наносится на металлическое изделие в процарапанные бороздки черневым сплавом.
Шатер (ил. 100) – в архитектуре пирамидальная кровля с крутыми скатами.
Шишак (ил. 101) – разновидность шлема с остроконечным верхом.
Эмаль (древнерус. финифть) (ил. 102) – вид ювелирной техники: стекловидное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. См. перегородчатая эмаль.
Юшман (ил. 103) – кольчато-пластинчатый доспех из немногих крупных пластин.