РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Сюрреализм

Художественное течение сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреальность) сформировалось к началу 1920-х гг. во Франции. Его ядро составили дадаисты художники Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и поэт Андре Бретон (ил. 189), написавший в 1924 г. «Манифест сюрреализма» (ил. 190). Позже к ним примкнули Рене Магритт, Сальвадор Дали, Хоан Миро (ил. 191).

Опираясь на учение Зигмунда Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из области подсознания и проявляет себя в сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях. Их главными принципами стали: быстрая работа, не дающая времени задерживаться для осмысления сделанного, воспроизведение образов сновидений (ил. 192), использование оптических «обманок» (ил. 193). Отличительной особенностью многих полотен сюрреалистов являются реальные изображения персонажей и окружающих их предметов, но в фантастических сочетаниях  (ил. 194).

Видным представителем сюрреализма был бельгийский художник Рене Магритт (1898–1967 гг.) (ил. 195). Многие его картины напоминают интеллектуальные игры, ребусы, которые требуется разгадать (ил. 196, ил. 197, ил. 198). На них происходят таинственные превращения: растворение в пространстве (ил. 199, ил. 200), исчезновение лица человека (ил. 201, ил. 202).

Одна из самых известных работ Магритта – картина «Империя света» (ил. 203), на которой парадоксальным образом соединяется темная ночь и светлый день. Художник создал более 20 ее вариантов, последний из которых помешала закончить его смерть.

Самую большую известность среди сюрреалистов получил Сальвадор Дали (1904–1989 гг.) (ил. 204). Он родился в городе Фигерас, в испанской Каталонии, в семье нотариуса. Обучался в мадридской Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, откуда его выгнали за вольнодумие. Дали пережил увлечение кубизмом и дадаизмом, а в 1929 г. примкнул к сюрреалистам.

В 1932 г. Дали вступил в брак с русской Еленой Дьяконовой (ил. 205), носившей прозвище Гала и ставшей для художника постоянной моделью и музой (ил. 206).

Дали был неистощим на выдумки и фантазии. Каждая его работа представляет собой своеобразный интеллектуальный ребус (ил. 207, ил. 208, ил. 209). В картине «Метаморфозы Нарцисса» (ил. 210) образы двоятся и даже троятся.

В 1940 г. Дали на восемь лет поселился в США. Там он начал серию картин на религиозные темы, которые продолжал писать и после возвращения в Испанию: «Искушение святого Антония» (ил. 211), «Мадонна порта Льигат» (ил. 212, ил. 213), «Тайная вечеря» (ил. 214), «Распятие, или Гиперкубическое тело» (ил. 215).

В родном Фигерасе, в здании городского театра, художник с большой выдумкой устроил театр-музей Дали (ил. 216, ил. 217, ил. 218, ил. 219).

Основоположник сюрреализма Бретон считал испанца Хоана Миро (1893–1983 гг.) (ил. 220) «самым сюрреалистским» из художников. Миро родился в Барселоне, столице Каталонии. В зрелом возрасте он побывал во Франции, где его работы заслужили похвалу Пикассо. Одну из картин художника, «Ферму» (ил. 221), купил Эрнест Хемингуэй.

В 1920-е гг. Миро примкнул к сюрреализму. Первые его сюрреалистические картины еще населены узнаваемыми персонажами: улитка, лошадь, кролик, собака, дерево (ил. 222, ил. 223). Но со временем изображение приобретает все более абстрактный характер (ил. 224, ил. 225, ил. 226). На полотнах Миро появились странные зоо- и антропоморфные существа, похожие на амеб, змей, головастиков, пауков, которые парят в пустом пространстве, где есть только линия горизонта. В живописный словарь художника прочно вошли буквы, слова, которые наряду с линиями стали важным выразительным средством (ил. 227).

Миро экспериментировал с разными материалами – бумагой, песком, веревками, тканью, создавая из них коллажи и ассамбляжи (ил. 228).