В 1931 г. в СССР объявили конкурс на строительство Дворца Советов (ил. 47), который должен был стать местом проведения общегосударственных форумов – съездов и конференций. На конкурс (он проходил в течение трех лет) поступило 160 проектов отечественных и иностранных архитекторов, среди которых были К.С. Мельников, А.В. Щусев, братья Веснины, француз Ле Корбюзье, немец В. Гроппиус.
Лучшим жюри признало проект советского зодчего Бориса Михайловича Иофана (ил. 48), который предложил возвести ступенчатую башню высотой 400 м, служившую пьедесталом для стометровой скульптуры В.И. Ленина (ил. 49). Интерьеры здания предусматривалось украсить мозаиками, фресками, скульптурой (ил. 50).
Здание Дворца Советов решено было построить на месте взорванного храма Христа Спасителя (ил. 51, ил. 52).От него в центр Москвы планировалось проложить широкий проспект (ил. 53), чтобы в дни праздников колонны демонстрантов могли беспрепятственно проходить от дворца к Красной площади.
Конкурс на строительство Дворца Советов наметил новую линию развития советской архитектуры. В 1930-е гг. отечественные архитекторы обратились к ампиру (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях»). Здания стали украшать ордерными элементами – колоннам, пилястрами, антаблементом (ил. 54), а также скульптурой (ил. 55, ил. 56). Большое значение в убранстве придавалось советской символике: пятиконечным звездам (ил. 57), серпу и молоту, снопам хлеба, скульптурным изображениям людей труда (ил. 58). Так возник новый стиль советской архитектуры, получивший название «сталинский ампир». Главными его чертами были парадность, помпезность, монументальность.
В 1934 г. архитектор Иван Владиславович Жолтовский (ил. 59) построил жилой домна Моховой улице (ил. 60, ил. 61) в Москве. Его фасад украшен огромными полуколоннами, несущими антаблемент (ил. 62). Жолтовский был поклонником итальянского зодчего XVI в. А. Палладио (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях»), отца европейского классицизма. Дом на Манежной площади напоминает один из дворцов, построенных знаменитым итальянцем (ил. 63).
Вблизи дома Жолтовского и почти одновременно с ним архитектор Алексей Викторович Щусев (ил. 64) возвел монументальное здание гостиницы «Москва» (ил. 65, ил. 66, ил. 67), крупнейшей в то время в столице. Ее главный вход был отмечен внушительным портиком (ил. 68), а интерьеры (ил. 69) отделаны мрамором, бронзой и ценными породами дерева.
В 1930-е гг. в центре Москвы появились и другие здания в духе «сталинского ампира». Среди них крупнейшая в стране Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина (ил. 70). Вход в нее лежит через монументальный портик, отделанный темным гранитом (ил. 71). Важную роль в убранстве фасадов здания играет скульптура (ил. 72). Внутри библиотеки устроена широкая парадная лестница, богато украшенная мрамором и бронзой (ил. 73).
Важным событием в истории советской архитектуры стало открытие в 1935 г. московского метро, которое представляло собой подземный дворец с просторными залами, отделанными цветным камнем и бронзой, украшенными живописью и скульптурой.
Большой вклад в строительство метро внес архитектор Алексей Николаевич Душкин (ил. 74). При сооружении станции «Маяковская» (ил. 75) он заменил массивные пилоны, подпирающие своды зала, легкими, изящными стойками. Основным архитектурным мотивом интерьера служат арки, которые красивыми ритмами перешагивают через зал, бегут вдоль платформы (ил. 76). Оригинально оформлен свод зала (ил. 77). Его украшают 36 овальных куполов с мозаичными панно (ил. 78), выполненными по эскизам художника А.А. Дейнеки (см. раздел «Живопись и скульптура»).
Архитектор Душкин разработал проект станции «Кропоткинская» (ил. 79), первоначально носившей название «Дворец Советов». По сравнению с некоторыми другими станциями московского метро она кажется довольно скромной. Вдоль просторного зала проходит два ряда колонн, облицованных светлым мрамором (ил. 80). Кверху колонна расширяется в виде чаши, в которой помещены невидимые глазу источники света.
Для архитектуры «сталинского ампира» характерна отделка станции «Площадь Революции» (ил. 81). Она имеет богатейшее скульптурное убранство (ил. 82) – 76 статуй, выполненных скульптором М.Г. Манизером (ил. 83, ил. 84).
После окончания Великой Отечественной войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу. Примером тому могут служить московские высотки – здания повышенной этажности, возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Тогда еще жила надежда построить Дворец Советов, вместе с которым высотки составили бы единый ансамбль (ил. 85).
Для сооружения высоток выбирали наиболее важные в градостроительном отношении точки города. На излучинах Москвы-реки были построены жилой дом на Котельнической набережной (ил. 86) и гостиница «Украина» (ил. 87), на Садовом кольце – здание Министерства иностранных дел (ил. 88), жилой дом на площади Восстания (ныне Кудринской) (ил. 89) и административное здание на Лермонтовской площади (ныне Красных Ворот) (ил. 90). Гостиница «Ленинградская» (ил. 91) была построена вблизи Комсомольской площади.
Самое удачное место заняло новое здание Московского государственного университета (ил. 92, ил. 93). Оно расположилось на Ленинских (ныне Воробьевых) горах, возвышающихся над Москвой и хорошо видимых из разных точек города (ил. 94).
По сей день высотки в большой степени определяют лицо Москвы, заметно выделяясь в общей застройке (ил. 95).
В 1959 г. в Москве открылась Выставка достижений народного хозяйства – ВДНХ (ил. 96, ил. 97). На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов (некоторые еще в 1930-е гг. для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР.
Вход на выставку вел через гигантские ворота (ил. 98), напоминавшие триумфальную арку. Их венчала скульптурная группа – тракторист и колхозница, несущие сноп хлеба (ил. 99).
Центральный павильон выставки (ил. 100), имевший, как и московские высотки, шпиль со звездой, окружала колоннада, украшенная скульптурными изображениями знамен, герба СССР и гербов союзных республик (ил. 101). Рядом был сооружен фонтан «Дружба народов»: вокруг «цветка», составленного из снопов хлеба, стояли золоченые скульптуры девушек в национальных костюмах народов СССР (ил. 102).
Сооружения ВДНХ стали последним памятником архитектуры «сталинского ампира». В 1955 г. было принято правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Эпоха помпезной сталинской архитектуры завершилась.