В 1898 г. в Петербурге начал выходить художественный журнал «Мир искусства» (ил. 1, ил. 2, ил. 3, ил. 4), знакомивший читателей с русским и зарубежным искусством. Его редактором был С.П. Дягилев (ил. 5), которому помогали художники А.Н. Бенуа (ил. 6), Л.С. Бакст (ил. 7), К.А. Сомов (ил. 8), Е.Е. Лансере (ил. 9).
Из журнала «Мир искусства» выросло одноименное художественное объединение (ил. 10), просуществовавшее с перерывом до 1924 г. Деятельность мирискусников отличалась разнообразием. Они устраивали художественные выставки (ил. 11). В 1905 г. Дягилев и его товарищи организовали грандиозную выставку русского портрета в Таврическом дворце в (ил. 12, ил. 13, ил. 14).
Художники «Мира искусства» занимались преимущественно исторической живописью (ил. 15, ил. 16). При этом они стремились не столько воссоздать конкретные картины прошлого, сколько передать аромат и очарование ушедшей эпохи, главным образом XVIII в. (ил. 17, ил. 18). Предметом интересов мирискусников были празднества (ил. 19, ил. 20), придворные церемонии (ил. 21, ил. 22), интимные бытовые сценки (ил. 23, ил. 24, ил. 25).
Сомов и Бакст создали немало портретов своих современников (ил. 26, ил. 27, ил. 28, ил. 29, ил. 30).
Эстетика мирискусников была близка модерну (ил. 31) и символизму (ил. 32).
Художники «Мира искусства» занимались иллюстрированием книг (ил. 33, ил. 34). Почти двадцать лет Бенуа посвятил работе над иллюстрациями к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (ил. 35). Лансере проиллюстрировал повесть Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат» (ил. 36). Лучшим иллюстратором повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (ил. 37) считается М.В. Добужинский (ил. 38).
Серьезным увлечением мирискусников был театр. Дягилев организовал балетную труппу, в которую пригласил талантливого хореографа М.М. Фокина (ил. 39), выдающихся танцовщиков А.А. Павлову (ил. 40) и В.Ф. Нижинского (ил. 41). Музыку для некоторых балетов написал композитор И.Ф. Стравинский (ил. 42).
В 1909 г. Дягилев повез Русский балет на гастроли в Париж (ил. 43). Французов восхитили фантастические костюмы (ил. 44, ил. 45, ил. 46) и декорации (ил. 47, ил. 48), новаторская хореография и исполнительское мастерство танцовщиков из России. До начала Первой мировой войны Дягилев и его товарищи показали в Париже 22 балета и 10 опер.