РУБРИКАТОР

Искусство исламского Востока

Архитектура

Общая характеристика. Из всех видов искусств, относящихся к исламской художественной культуре, ведущим была архитектура. Она унаследовала многие черты зодчества Месопотамии (кирпичную кладку), Египта (колонные залы) и Византии (мраморную облицовку и мозаику).

В исламском зодчестве были выработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети (ил. 2) (об устройстве мечети см. ниже), минареты (ил. 3), медресе (ил. 4), караван-сараи (ил. 5).

Основным строительным материалом в странах исламского Востока служил обожженный кирпич (ил. 6), камень, дерево. Наиболее характерными конструкциями были подковообразные арки на колоннах (ил. 7), своды (ил. 8), купола (ил. 9).

Стены зданий строители покрывали резными или расписными орнаментами и каллиграфическими надписями (ил. 10) (см. раздел «Живопись»), своды украшали сталактитами (мукарнами) (ил. 11).

 

Устройство мечети. Первые мечети появились в VII в. Они представляли собой прямоугольный двор, окруженный крытыми галереями на столбах или колоннах (ил. 12). На стороне, обращенной к Мекке с Каабой (о Каабе см. ниже), устраивали многоколонный молитвенный зал (ил. 13), открытый во двор.

Различаются небольшие мечети для ежедневной молитвы (масджид) и большие соборные (пятничные) мечети, которые именуются джума или джами (ил. 14). Главная джума города называется Большой мечетью.

В любой мечети имеется михраб (ил. 15) – священная ниша, ориентированная на Мекку (Каабу). В соборной мечети справа от михраба устраивается минбар (ил. 16) – кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь.

С VIII в. при соборных мечетях стали строить минареты (ил. 17) – высокие башни, с которых муэдзины (служители мечети) призывали мусульман на молитву. При одной мечети могло быть несколько минаретов.

В XII в. в соборных мечетях по четырем сторонам двора начали строить айваны (ил. 18) – сводчатые залы, открытые внутрь двора.

 

Кааба. Главной мусульманской святыней является Кааба (араб. куб) (ил. 19), находящаяся в крупнейшей мечети Мекки Масджид аль-Харам (ил. 20). Кааба представляет собой полый куб, изготовленный из мрамора и гранита, высотой 13 м и основанием 11 на 13 м. Его углы ориентированы по сторонам света. Каждый год Кааба драпируется новой кисвой – покрывалом из ткани черного цвета с вышитыми на ней золотом и серебром сурами (главами) из Корана.

В какой бы точке Земли ни находились мусульмане, при молитве они всегда обращаются в ту сторону, где находится Кааба. В мечети на это указывает михраб.

 

Куббат ас-Сахра. МечетьКуббат ас-Сахра (араб. Купол Скалы) (ил. 21, ил. 22) считается самой старой из сохранившихся мусульманских построек в мире. Она принадлежит к мечетям купольного типа. Куббат ас-Сахра стоит на высокой скале (отсюда название), возвышаясь над центром Иерусалима (ил. 23). Купольная часть здания окружена крытой восьмиугольной галереей. Внутри скала обнажена и на 1,5 м возвышается над уровнем пола (ил. 24). Ее окружает двойная аркада (ил. 25). Снаружи и внутри мечеть богато украшена орнаментами и каллиграфическими надписями (ил. 26).

 

Большая мечеть Омейядов. Большая мечеть Омейядов (ил. 27) была построена в Дамаске на месте христианской церкви Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, была сооружена из обломков римского храма Юпитера.

Мечеть окружает высокая стена, за которой находится прямоугольный двор размером 125 на 50 м, окруженный арочной галереей (ил. 28). В его центре устроен фонтан для омовений (ил. 29). Внутренние стены двора украшает мозаика (ил. 30, ил. 31), выполненная константинопольскими мастерами. Трехнефный молитвенный зал (ил. 32) имеет размеры 136 на 37 м. Его кровлю поддерживают 40 коринфских колонн.

В мечети Омейядов находится могила Иоанна Крестителя, которого в исламской традиции зовут пророком Яхья (ил. 33).

 

Мавританская архитектура. Особое место в искусстве ислама занимает мавританское зодчество, сложившееся в завоеванной арабами Испании (арабов в Испании называли маврами). На протяжении длительного периода времени резиденцией гранадским эмирам служила Альгамбра (араб. красный замок) – дворцово-парковый ансамбль, расположенный на окраине Гранады (ил. 34, ил. 35, ил. 36).

Посреди Альгамбры находится Миртовый двор (ил. 37), большую часть которого занимает бассейн, обсаженный изгородью из пахучего мирта. Один из красивейших уголков Альгамбры – Львиный дворик (ил. 38), окруженный арочной галереей со 124 колоннами. В центре двора устроен фонтан (ил. 39), чашу которого поддерживают 12 мраморных львов.

Интерьеры парадных помещений Альгамбры (Посольский зал – ил. 40, Зал Абенсеррахов – ил. 41, Зал двух сестер) богато декорированы: стены покрывают орнаменты и арабские надписи, вырезанные по стуку (ил. 42), арки и своды – сталактиты (ил. 43).

Архитектуре Альгамбры по красоте не уступают ее сады (ил. 44, ил. 45, ил. 46).

Другим замечательным памятником мавританской архитектуры является Большая мечеть в Кордове (ил. 47, ил. 48). Она строилась по образцу мечети Омейядов в Дамаске, но получилась больше и роскошней. Для ее украшения из разных мест были свезены античные колонны, недостающие сделали по их подобию.

Кордовскую мечеть окружают высокие глухие стены (ил. 49), отделяющие ее от шумного города. Большую часть мечети занимает крытый молитвенный зал. Его своды поддерживают 850 (!) колонн (ил. 50), на которые опираются двухъярусные арки (ил. 51).

Самой нарядной частью мечети является михраб (ил. 52). Перед ним возведено помещение с арками сложной конфигурации (ил. 53) и куполом в виде восьмиугольной звезды, украшенной мозаикой (ил. 54).

В XVI в. посреди мечети была построена христианская базилика, исказившая облик здания (см. ил. 47).

 

Архитектура Средней Азии. Бухара и Самарканд были одними из самых богатых городов Средней Азии. В конце IX в. в Бухаре для Исмаила Самани, эмира Маверанахра и Хорасана, был построен мавзолей Саманидов (ил. 55). Его здание по форме представляет куб, перекрытый полусферическим куполом (ил. 56). Основным украшением мавзолея служит орнаментальная кладка из обожженного кирпича (ил. 57).

Главный архитектурный ансамбль Бухары образуют медресе Мири Араб и мечеть Калян (ил. 58), рядом с которой возвышается минарет Калян (ил. 59). Его здание по высоте делится на 12 декоративных поясов, у каждого из которых свой орнамент, выложенный из кирпича (ил. 60).

В Самарканде главным архитектурным ансамблем является площадь Регистан (ил. 61), на которой стоит медресе Шердор (ил. 62). Его здание построил самаркандский зодчий Абдулла Джаббар, а декоративное оформление выполнил мастер Мухаммад Аббас. Главный фасад медресе выделен 30-метровым входным порталом – пештаком, по сторонам которого расположены два купола (ил. 63) и два минарета, покрытые изразцами. На пештаке изображена охота на джейрана, которого преследует фантастический зверь, напоминающий тигра с гривой льва (узбек. шер – лев) на фоне солнечного лика (ил. 64). Внутри медресе находится большой открытый двор (ил. 65), окруженный двумя ярусами худжр (келий).

Художник В.В. Верещагин изобразил мечеть Шердор на картине «Торжествуют» (ил. 66).

 

Выдающимся памятником исламской архитектуры является мавзолей Тадж-Махал в Индии (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях», главу 9).