РУБРИКАТОР

Искусство России XVIII века

Архитектура

Петербургский классицизм

Петербургский классицизм. В царствование Екатерины II (ил. 95) на смену барокко пришел классицизм. В России сложились две архитектурные школы классицизма – петербургская и московская.

Первым памятником петербургского классицизма считается здание Академии художеств (ил. 96). Его авторами были русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772 гг.) (ил. 97) и француз Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (1729–1800 гг.). В плане здание Академии представляет собой замкнутый прямоугольник (ил. 98, ил. 99), внутрь которого встроен корпус в виде кольца с большим внутренним двором. Во всю длину четырехугольного здания тянутся коридоры (ил. 100), вдоль которых расположены учебные аудитории и служебные помещения (ил. 101).

Видным представителем петербургского классицизма был архитектор Иван Егорович Старов (1745–1808 гг.) (ил. 102). Он родился в Петербурге. Учился в гимназии при Московском университете, а затем в петербургской Академии художеств, после чего продолжил образование во Франции и в Италии. Возвратившись в Россию, Старов осуществил строительство Троицкого собора (ил. 103, ил. 104) Александро-Невской лавры. Храм представляет собой базилику, имеющую в плане латинский крест, на пересечении концов которого водружен огромный купол (ил. 105). Западный фасад собора венчают две башни-колокольни (ил. 106). Внутри храма (ил. 107) хранится рака с мощами благоверного князя Александра Невского (ил. 108).

Одновременно со строительством Троицкого собора Старов вел сооружение Таврического дворца (ил. 109, ил. 110, ил. 111, ил. 112), предназначавшегося для князя Г.А. Потемкина-Таврического (ил. 113), с которым архитектор когда-то учился в университетской гимназии. Главный зал дворца с закругленными торцовыми стенами и рядами колонн по сторонам получил название Овальная галерея (ил. 114). Украшением дворца служил огромный зимний сад, примыкавший к Овальной галерее и в начале XX в. перестроенный в зал заседаний Государственной Думы (ил. 115).

Во второй половине XVIII в. в России работало немало иностранных зодчих. Один из них – шотландец Чарльз Камерон (1743–1812 гг.) (ил. 116). Он построил в Царском Селе здание Холодных бань (ил. 117), увенчав его изящным павильоном (ил. 118), внутри которого находятся комнаты для отдыха, отделанные агатом (ил. 119, ил. 120).

В Царском Селе архитектор возвел сооружение, названное его именем, – Камеронову галерею (ил. 121, ил. 122). На ее верхний ярус ведет красивая лестница (ил. 123). Вдоль галереи расставлены бюсты богов, героев и поэтов Древних Греции и Рима (ил. 124) – все в духе классицизма.

Камерону принадлежит проект Павловска (ил. 125, ил. 126, ил. 127, ил. 128), загородной резиденции Павла I (ил. 129). В центре усадьбы на вершине холма зодчий возвел дворец. Необыкновенно красивы его залы – Итальянский (ил. 130), Тронный (ил. 131), Греческий (ил. 132), Египетский вестибюль (ил. 133) и другие.

Дворец в Павловске окружает пейзажный парк, в котором Камерон возвел несколько построек: «Храм дружбы» (ил. 134), колоннаду Аполлона (ил. 135), павильон «Памятник родителям» (ил. 136).

Одновременно с Камероном в России работал итальянец Джакомо Кваренги (1744–1817 гг.) (ил. 137). В Петербурге по заказу Екатерины II он построил здание Эрмитажного театра (ил. 138), который предназначался для показа спектаклей при дворе. Архитектор оформил места для зрителей в виде амфитеатра (ил. 139), как это делалось в античной архитектуре.

По инициативе известной поборницы просвещения княгини Е.Р. Дашковой Кваренги возвел рядом с Кунсткамерой здание Академии наук (ил. 140). Простое и строгое, с монументальным колонным портиком оно в полной мере соответствует классицизму.

Одна из последних работ Кваренги – здание Смольного института (ил. 141, ил. 142), построенного в начале XIX в. В октябре 1917 г. в Смольном В.И. Ленин провозгласил победу советской власти в России (ил. 143).