РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы и США второй половины XIX века

Искусство Франции второй половины XIX века

Скульптура

Крупнейшим французским скульптором второй половины XIX в. был Франсуа Огюст Рене Роден (1840–1917 гг.) (ил. 1). Он родился в Париже в семье мелкого служащего. Окончил школу рисования и трижды безуспешно пытался поступить в Школу изящных искусств. Долгое время Роден работал оформителем. В 1876 г. он совершил поездку в Италию, где попал под влияние Микеланджело и Донателло.
Уже в ранних работах Родена (ил. 2, ил. 3, ил. 4) сформировался его характерный стиль: жизненность, энергичная моделировка объемов, передача сложного движения.
Со временем к Родену пришла известность. В 1880 г. французское правительство заказало ему оформление входа в здание нового Музея декоративного искусства в Париже (построен не был). Так появилась скульптурная композиция «Врата ада» (ил. 5), навеянная «Божественной комедией» Данте. Роден работал над ней 37 лет, до самой своей смерти. Врата венчают «Три тени» (ил. 6), олицетворяющие человеческие души. Под ними, подперев голову рукой, сидит «Мыслитель» (ил. 7). Обе створки врат покрывает множество человеческих тел – это грешники (ил. 8, ил. 9).
Некоторые подготовительные работы к «Вратам ада» Роден превратил в самостоятельные произведения искусства: «Данаида» (ил. 10), «Поцелуй» (ил. 11), «Вечная весна» (ил. 12). Из них наибольшую известность получил «Мыслитель» (ил. 13, ил. 14, ил. 15, ил. 16).
В 1884 г. Роден создал одно из самых знаменитых своих произведений – «Граждане Кале» (ил. 17, ил. 18, ил. 19, ил. 20, ил. 21). Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале.
Роден изготовил большое количество скульптурных портретов (ил. 22, ил. 23).
В конце жизни скульптор арендовал под мастерскую отель Бирон в Париже (ил. 24). Ныне в нем находится музей Родена (ил. 25). У великого мастера учились А. Бурдель, А. Майоль, А.С. Голубкина (см. диск «Художественная культура XX – начала XXI века в иллюстрациях»).