РУБРИКАТОР

Искусство Древней Греции

Архитектура

Общая характеристика. Среди всех видов искусства Древней Греции ведущее место занимала архитектура. Строительным материалом грекам служили дерево, кирпич-сырец и камень (известняк и мрамор). Каменная кладка осуществлялась «насухо», без использования раствора. В строительстве широко применялась стоечно-балочная конструкция (ил. 3), на основе которой греческие зодчие создали классический архитектурный ордер (см. ниже). Греки почти не применяли арки и своды, хотя эти конструкции были им известны. О высочайшем мастерстве греческих строителей говорит тот факт, что они вносили оптические поправки в проекты строившихся зданий (см. курватура и энтазис в Словаре терминов).

Основными типами построек Древней Греции были храмы (ил. 4), театры (ил. 5), дворцы. Фасады зданий греки раскрашивали в синий и красный цвета, сохраняя отдельные места белого мрамора (ил. 6). Важным украшением архитектуры служила скульптура (ил. 7).

Греческие зодчие одними из первых в градостроительной практике применили регулярную планировку городов (гипподамова система) (ил. 8).

 

Архитектурный ордер. В Древней Греции сложился архитектурный ордер (от лат. ordo – «строй», «порядок»), служивший художественным выражением строительной конструкции, которая состояла из трех частей (ил. 9): несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания (стереобат, стилобат). Колонна (ил. 10) состоит из базы, ствола и капители. На колонны укладывали каменные балки (ил. 11), из которых вырос антаблемент, также состоящий из трех частей – архитрава, фриза и карниза (ил. 12). В Греции родились три вида архитектурного ордера: дорический, ионический и коринфский (ил. 13). Дорический ордер (ил. 14) имеет мощную, тяжелую колонну (она ассоциировалась у греков с мужской фигурой) с простой капителью и без базы. Ионическая колонна (она ассоциировалась у греков с женской фигурой) отличается стройностью, ее капитель украшает четыре завитка – волюты (ил. 15). Самая нарядная из колонн – коринфская (ил. 16) (она ассоциировалась у греков с девичьей фигурой). Ее капитель (ил. 17) покрывает растительный орнамент, напоминающий листья аканта (ил. 18).

 

Греческий храм. Большинство древнегреческих построек, дошедших до нас, это храмы. Греческий храм представлял собой прямоугольное здание, перекрытое двускатной крышей (ил. 19). Вход располагался на узкой торцовой стене и был оформлен в виде колонного портика, увенчанного треугольным фронтоном (ил. 20). Внутри храма находилась целла – святилище, состоявшее из нескольких помещений. Главным из них считался наос (ил. 21), в котором стояла скульптура божества (ил. 22). За наосом, отделенным стеной, находился опистодом – помещение, в котором хранилось храмовое имущество.

В греческой архитектуре сложилось несколько типов храмов (ил. 23). К простейшему относился «храм в антах» (ил. 24, ил. 25): перед входом в наос располагалась колоннада, зажатая между двумя стенными торцами (антами) и образовывавшая пронаос – передний вестибюль. Храм, имевший единственную колоннаду на переднем фасаде, назывался простиль (ил. 26). Если еще одна колоннада украшала его с противоположной стороны, то это был амфипростиль (ил. 27). Храм, целла которого со всех сторон была окружена колоннадой, назывался периптер (ил. 28). Если же колонны стояли в два ряда, то это был диптер (ил. 29).

 

Храм Зевса в Олимпии. В Олимпии находилось важнейшее общеэллинское святилище. Центрально место в нем занимал храм Зевса (ил. 30), от которого сохранились лишь развалины (ил. 31). Огромное здание (64×27 м) построил архитектор Либон (закончил Фидий), который для его украшения использовал 10-метровые колонны дорического ордера. Храм был сложен из известняка и дополнен мраморными скульптурами.  Восточный фронтон украшала композиция, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах (ил. 32), а западный фронтон – сцена битвы лапифов с кентаврами (ил. 33). На метопах были изображены 12 подвигов Геракла. Внутри храма стояла статуя Зевса Олимпийского (ил. 34) работы Фидия, выполненная в хрисоэлефантинной технике (фигура, инкрустированная золотом и слоновой костью) и считавшаяся одним из семи чудес света.

 

Греческий театр. Греки строили специальные здания для театральных представлений, которые устраивали на холме (ил. 35). Места для зрителей (театрон), расположенные в несколько ярусов (ил. 36), подковой охватывали круглую или полукруглую площадку для выступления хора – орхестру (ил. 37). Места для знатных зрителей вырезались в виде кресел (ил. 38). На противоположной от зрителей стороне орхестры находилась скена – постройка для переодевания актеров и хранении реквизита. Артисты выступали на проскении – площадке между скеной и орхестрой (ил. 39). Первым монументальным театром Греции был театр Диониса в Афинах (ил. 40).

 

Афинский Акрополь. Афинский Акрополь стоит на высокой скале в центре греческой столицы (ил. 41, ил. 42, ил. 43). Вход в него лежал через парадные ворота – Пропилеи (ил. 44, ил. 45).

Центральное место на Акрополе занимает храм Парфенон (ил. 46, ил. 47), посвященный богине Афине Парфенос (Деве). Его возвели из мрамора зодчие Иктин и Каликрат. Парфенон представляет собой дорический периптер. Опытные зодчие, чтобы скорректировать оптические искажения, использовали при строительстве такие приемы, как курватура (ил. 48) и энтазис.

Все скульптурное убранство Парфенона (ил. 49) выполнил Фидий (см. раздел «Скульптура»). Западный фронтон, который обращен к Пропилеям, украшала скульптурная композиция «Спор Афины и Посейдона» (ил. 50), восточный – «Рождение Афины» (ил. 51, ил. 52). На 92 метопах были представлены сцены гигантомахии, кентавромахии (ил. 53) и амазономахии, а также сюжеты Троянской войны. Внешнюю сторону целлы опоясывал 160-метровый скульптурный фриз, изображавший шествие афинян на празднике Панафиней (ил. 54). В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос (ил. 55) работы Фидия, выполненная в хрисоэлефантинной технике.

В конце V в. до н. э. напротив Перфенона, на месте, где, по легенде, состоялся спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, возвели небольшой храм Эрехтейон (ил. 56, ил. 57), посвященный Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею (отсюда название). Храм имеет необычную асимметричную планировку (ил. 58). Северный и восточный входы оформлены ионическими портиками. На южной стороне устроен знаменитый портик кариатид (ил. 59).

 

Древнегреческий город. Древнегреческие полисы (города-государства) включали в себя городское поселение и сельскую округу. Город (ил. 60, ил. 61) состоял из укрепленного акрополя, построенного на возвышении (ил. 62), и расположившейся у его подножия рыночной площади – агоры (ил. 63). Акрополь обеспечивал защиту горожан в случае нападения врагов. На акрополе располагались главные городские храмы. Агора считалась общественным центром города, средоточием его жизнь. Здесь находилась главная торговая площадь и важнейшие городские учреждения (ил. 64). Со временем города стали обноситься крепостными стенами (ил. 65). Среди крупных общественных городских зданий обязательным был театр (ил. 66). В каждом городе имелось несколько храмов, а такие города, как Дельф и Олимпия, считались общегреческими культовыми центрами. В Дельфах находилось святилище бога Аполлона (ил. 67, ил. 68). Там же устраивались общегреческие Пифийские игры, где помимо спортивных соревнований проходили театральные и музыкальные состязания. В Олимпии находилось святилище Зевса (ил. 69, ил. 70). Кроме того, там устраивались общегреческие Олимпийский игры.

В 411–402 гг. до н. э. богатейший из ионийских городов Малой Азии, Милет, получил регулярную планировку, осуществленную архитектором Гипподамом. Он предложил систему планировки (гипподамова система), при которой улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы по сторонам света (ил. 71). К главной улице примыкала агора. Город делился на равные прямоугольники кварталов и площадей. Площади отводились под общественные здания и рынки (ил. 72, ил. 73, ил. 74). Театры и стадионы строились за пределами жилых кварталов. Улицы и площади Милета мостили камнем. В городе провели водопровод, проложили канализацию.

Вслед за Милетом подобным образом были перепланированы Пирей (пригород Афин), Александрия, Родос, другие античные города. Гипподамова система широко применяется в современном градостроительстве.

 

Древнегреческий жилой дом. Древнегреческий жилой дом прошел долгий путь развития от пастадного к перистильному (ил. 75). Пастадный дом имел крытый проход (пастада), который вел с улицы во внутренний дворик. В перистильном доме (ил. 76) жилые и хозяйственные помещения группировались вокруг перистиля (ил. 77) – открытого двора, окруженного с четырех сторон колонными галереями (ил. 78). В центре перистиля находился бассейн для сбора дождевой воды. Жилая часть дома делилась на мужскую (андрон) и женскую (гинекей) половины (ил. 79). На мужской половине, которая считалась главной, устраивали приемы гостей и пиры.  

 

Галикарнасский мавзолей. В середине IV в. до н. э. в столице Карии Галикарнассе (современный Бодрум, Турция) для царя Мавсола (ил. 80) была построена роскошная усыпальница (ил. 81, ил. 82), получившая в честь ее заказчика название мавзолей. Его здание представляло собой многоярусное сооружение высотой 46 м, увенчанное пирамидальной крышей. В основании находилась гробница Мавсола и его семьи. Мавзолей был построен из кирпича и облицован мрамором. Его центральную часть опоясывал скульптурный фриз работы Скопаса, Леохара и других мастеров (см. раздел «Скульптура»), изображавший битву греков с амазонками (ил. 83). Выше, на ступенях цоколя, в проемах между колоннами и на вершине пирамиды, стояли еще 300 статуй.