РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы первой половины XIX века

Скульптура

В первой половине XIX в. в европейской скульптуре господствовал стиль неоклассицизм, ярким представителем которого был итальянец Антонио Канова (1757–1822 гг.) (ил. 1). Он родился в Венецианской республике в семье каменотеса. Позже Канова переехал в Рим, где к нему пришла европейская известность.

Большинство работ Кановы выполнено на сюжеты из античной мифологии (ил. 2, ил. 3, ил. 4, ил. 5, ил. 6).

Талантливому скульптору покровительствовал папа Пий VII (ил. 7), назначивший Канову хранителем своих художественных ценностей и впоследствии пожаловавший ему титул маркиза. В 1802 г. Наполеон I (ил. 8) пригласил скульптора для работы в Париж, где Канова создал один из своих шедевров – статую Полины Боргезе (ил. 9), сестры императора.

Канова умер в Венеции и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориозадеи Фрари (ил. 10), в мавзолее (ил. 11), который сам же спроектировал.

Наиболее крупные собрания работ Кановы хранятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже (13 скульптур).

Другим выдающимся мастером скульптуры, получившим европейскую известность, был Бертель Торвальдсен (1770–1844 гг.) (ил. 12). Он родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, уроженца Исландии, обосновавшегося в Дании. Торвальдсен окончил Академию художеств в Копенгагене, а затем уехал в Рим, где прожил более сорока лет. За скульптуру Ясон (ил. 13) он удостоился похвалы самого Кановы.

Торвальдсен был представителем неоклассицизма в скульптуре. Большинство его работ выполнено на сюжеты из античной мифологии (ил. 14, ил. 15, ил. 16, ил. 17).

Торвальдсен занимался также скульптурным портретом, создав целую галерею европейских знаменитостей (ил. 18, ил. 19, ил. 20).

При жизни Торвальдсена в Копенгагене началось строительство его музея (ил. 21), во дворе которого скульптор был похоронен (ил. 22).

У Торвальдсена учился русский скульптор Б.И. Орловский, создатель памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге.