РУБРИКАТОР

Искусство Средневековой Руси

Архитектура

Введение

Общая характеристика. Среди всех видов искусств ведущую роль в русской художественной культуре играла архитектура. Из памятников древнерусского зодчества сохранились преимущественно храмы (ил. 2) (об устройстве православного храма см. главу 1).

В Средние века основным строительным материалом на Руси служили дерево, камень и кирпич. В каменном зодчестве широко использовалась арка (ил. 3), купол (ил. 4), свод (ил. 5). При возведении храмов часто применялась крестово-купольная система (ил. 6). В XVI в. распространение получило шатровое зодчество (ил. 7).

В деревянном строительстве применялись свои особые конструкции и приемы (см. раздел «Деревянная архитектура»).

Наиболее распространенными типами строений были храмы (ил. 8), крепости (ил. 9), избы (ил. 10), палаты (ил. 11).

 

Архитектура домонгольской Руси. После крещения Руси князь Владимир построил в Киеве первый храм – Десятинную церковь (Успения Богородицы) (ил. 12). Она была разрушена во время монгольского нашествия (ил. 13).

В 1036 г. Киев осадили печенеги. Князь Ярослав Мудрый (ил. 14) собрал войско и разбил их, а на месте победного сражения велел построить Софийский собор (ил. 15, ил. 16). Материалом для него послужили камень и плинфа (ил. 17) – широкий, плоский кирпич, распространенный в Византии. Константинопольские архитекторы, которых пригласил князь, заложили пятинефный храм (ил. 18), окруженный с трех сторон галереями. Внутри собор был украшен мозаиками и фресками (ил. 19) (см. раздел «Живопись»). В 1054 г. в Софийском соборе киевляне похоронили Ярослава Мудрого (ил. 20).  

Сын Ярослава Мудрого, новгородский князь Владимир, построил в Новгороде на территории древнего Детинца свой Софийский собор (ил. 21, ил. 22, ил. 23). Он лишен каких-либо украшений, только немногие вертикальные выступы оживляют гладь мощных стен (ил. 24). Суровая монументальность сделалась характерной чертой новгородской архитектуры.

В конце ХII в. под Новгородом, вблизи загородной княжеской резиденции, был построен один из шедевров новгородского зодчества – церковь Спаса на Нередице (ил. 25). Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ей редкое очарование (ил. 26). В годы Великой Отечественной войны фашистская артиллерия разрушила храм (ил. 27).

Владимирскому зодчеству в отличие от новгородского были присущи нарядность и изящество. Во Владимирской земле строили из белого камня. В середине XII в. по велению князя Андрея Боголюбского (ил. 28) во Владимире на вершине 50-метрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой, возвели Успенский собор (ил. 29, ил. 30, ил. 31, ил. 32). Его стены украшает аркатурный пояс, а входы обрамляют нарядные порталы (ил. 33).

В конце ХII в. недалеко от Успенского собора, на княжеском дворе, был построен одноглавый Дмитриевский собор (ил. 34). Снаружи его стены, закомары (ил. 35) и подкупольный барабан покрывают около 600 скульптурных рельефов – изображения святых (ил. 36), птиц, зверей, неведомых растений. На северном фасаде изображен князь Всеволод Большое Гнездо с сыновьями (ил. 37), а на южном – Александр Македонский, возносящийся на небо (ил. 38).

В честь учрежденного в XII в. на Руси праздника Покрова Богородицы в окрестностях Владимира была построена церковь Покрова на Нерли (ил. 39, ил. 40). Храм (ил. 41) поражает своей легкостью, стройностью, которая достигается удачно найденными пропорциями.

 

Московский Кремль. Первый деревянный Кремль (ил. 42) был построен в Москве по велению князя Юрия Долгорукого в 1156 г. Его возвели на Боровицком холме, на месте слияния рек Москва и Неглинная (ил. 43). В 1339 г. князь Иван Калита возвел в Москве дубовый Кремль (ил. 44). Готовясь к схватке с Ордой, князь Дмитрий Иванович (Донской) построил в столице белокаменный Кремль (ил. 45).

В 1485 г. на месте белокаменного Кремля Иван III начал строительство кирпичного (ил. 46). Работы, которыми руководили приглашенные итальянские мастера, продолжались 10 лет. Кремлевская стена протянулось более чем на 2 км (ил. 47). По верху стены пролегает боевой проход (ил. 48), который с внешней стороны прикрывают 1000 зубцов в виде ласточкина хвоста с проделанными в них бойницами (ил. 49).

Кремль насчитывает 20 башен (19 стоят по периметру стен), большинство из которых имеет свое название (ил. 50). В Тайницкой башне (ил. 51) был устроен тайный ход к Москве-реке. На Набатной (ил. 52) висел набатный колокол. С Царской башни (ил. 53) царь любил смотреть на Красную площадь. Спасскую башню (ил. 54, ил. 55) назвали в честь иконы Спаса, установленной над ее воротами (ил. 56). Рядом с Троицкой башней (ил. 57) находилось подворье Троице-Сергиева монастыря. Кутафья башня (ил. 58) получила название от старинного слова «кут», что означает «угол». Башня действительно стоит в углу, вне периметра кремлевских стен. Боровицкая башня (ил. 59) названа по имени холма, на котором расположен Кремль. В Водовзводной башне (ил. 60) в XVII в. был устроен первый в Москве водопровод.

В центре Кремля находится Соборная площадь (ил. 61), со всех сторон окруженная храмами, древнейшим из которых является Успенский собор (ил. 62, ил. 63, ил. 64, ил. 65). Его построил итальянский архитектор Аристотель Фьораванти, взяв за образец одноименный храм во Владимире (ил. 66). В кремлевском Успенском соборе (ил. 67) короновали царей (ил. 68), а в подклете (подполе) хоронили митрополитов и патриархов.

Напротив Успенского стоит Архангельскийсобор (ил. 69, ил. 70). Венецианский архитектор Алевиз Новый украсил его в духе итальянских ренессансных палаццо (дворцов) пилястрами, нарядными порталами, декоративными раковинами в закомарах, круглыми окнами (ил. 71). Архангельский собор служил усыпальницей московских князей и царей (ил. 72, ил. 73), чьи «портреты» помещены на его стенах (ил. 74).

Для великого князя Ивана III итальянцы построили в Кремле дворец, от которого сохранился парадный зал – Грановитая палата (ил. 75). Ее фасад, обращенный к Соборной площади, облицован граненым камнем (ил. 76), отсюда название. К зданию Грановитой палаты пристроена парадная лестница – Красное крыльцо (ил. 77). С верхней площадки крыльца вход ведет в Святые сени (ил. 78), украшенные росписью и золоченой резьбой. К сеням примыкает зал (палата) площадью 500 кв. м (ил. 79), вход в который украшает нарядный портал (ил. 80).

В комплекс княжеского дворца входило несколько храмов, главным из которых считался Благовещенский собор (ил. 81), построенный русскими зодчими. Главным его украшением служит пирамидальная композиция из девяти золоченых куполов (ил. 82). Входы в храм из окружающей его галереи обрамляют резные порталы (ил. 83).

Колокольня Ивана Великого (ил. 84, ил. 85) была построена итальянцами на месте древней церкви Иоанна Лествичника, поэтому получила название Ивановской, а Великой ее прозвали за необыкновенную для своего времени высоту – более 80 метров. Заложили колокольню в начале ХVI в., а достроили только в 1600 г. при Борисе Годунове, о чем свидетельствует надпись, сделанная в основании ее купола (ил. 86). В ХVI в. к колокольне была пристроена звонница, увенчанная куполом.

В Средние века в Московском Кремле (ил. 87) размещались дворы царя и патриарха, два монастыря, здания приказов, царские мастерские и многое другое.