РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы и США второй половины XIX века

Искусство США второй половины XIX века

Живопись

В первой половине XIX в. в американском изобразительном искусстве проявились черты романтизма (ил. 8). Наиболее полное воплощение они нашли в пейзажах «Школы реки Гудзон». Такое название получила группа американских художников-пейзажистов (более 50 человек), которые в своих картинах чаше всего изображали долину реки Гудзон и ее окрестности (ил. 9, ил. 10, ил. 11). Основателем «Школы реки Гудзон» был художник Томас Коул (1801–1848 гг.), который в поисках материала для пейзажей в 1825 г. отправился на реку Гудзон. За ним туда потянулись и другие живописцы. Коул и его соратники первыми обратились к изображению природы родного края, что свидетельствовало об укреплении национального самосознания американской культуры.

К середине XIX в. в изобразительном искусстве США постепенно утвердился реализм. С ним связано зарождение в 1830–50-е гг. бытового жанра в американской живописи. Его представители обращались преимущественно к жизни обитателей штатов, расположенных в бассейне рек Миссисипи, Огайо, Миссури. Они изображали то, что видели своими глазами, причем проявляли искреннюю симпатию к чернокожему населению США (ил. 12), что было необычно для государства, где процветало рабовладение.

Один из наиболее видных мастеров бытового жанра Уильям Сидней Маунт (1807–1868 гг.) провел всю жизнь в маленьком городке Ситауткете на острове Лонг-Айленд, где писал незатейливые сценки провинциальной, главным образом сельской, жизни (ил. 13, ил. 14).

После окончания Гражданской войны реализм сделался основным направлением в американской живописи. События войны нашли отражение в искусстве. Один из основоположников американского реализма Уинслоу Хомер (1836–1910 гг.) в 1866 г. написал картину «Возвращение пленных» (ил. 15), которая принесла автору широкую известность. Чаще всего героями полотен Хомера были простые люди, живущие «естественной» жизнью среди природы, – фермеры (ил. 16), моряки (ил. 17), охотники.

В противоположность Хомеру, не получившему систематического художественного образования, живописец Томас Каупертуэйт Икинс (1844–1916 гг.) учился в Пенсильванской Академии художеств в Филадельфии, а затем в Школе изящных искусств в Париже. Он внес в американскую живопись тему большого города, интерес к людям искусства и спорта (ил. 18). С 1880-е гг. важное место в творчестве Икинса занял портрет (ил. 19). Большой интерес представляет портрет Уолта Уитмена (ил. 20), знаменитого американского поэта, друга художника, написанный с непринужденной естественностью и простотой.

Выдающимся мастером американской реалистической живописи второй половины XIX в. признан Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (1834–1903 гг.) (ил. 21). Его отличали преклонение перед красотой окружающего мира, тонкий художественный вкус и изысканность. Уистлер учился в Петербургской Академии художеств (в России отец художника несколько лет занимался строительством железных дорог), затем в Париже, где сблизился с Г. Курбе и Э. Мане, и, наконец, в Лондоне, куда он окончательно перебрался в 1850-е гг.

Уистлер испытал влияние прерафаэлитов и японского искусства (ил. 22). Художник, являвшийся приверженцем концепции «искусство ради искусства», добивался в живописи изысканности линейных ритмов и музыкальности тональных цветовых созвучий (ил. 23, ил. 24, ил. 25). Неслучайно многие свои картины он называл «аранжировками», «гармониями», «симфониями», «ноктюрнами».

Современником Уистлера был другой блестящий портретист Джон Сингер Сарджент (1856–1925 гг.) (ил. 26). Он учился живописи в Италии, Германии и Франции и в конце концов переселился из Америки в Европу. Сарджент в основном писал эффектные «великосветские» портреты (ил. 27), выполняя их с необыкновенной быстротой и виртуозностью. Вместе с тем у него есть немало портретов, в которых Сарджент проявил острую наблюдательность и психологизм (ил. 28). С особой любовью художник изображал детей (ил. 29).