РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Архитектура первой половины XX века

Гауди Антонио

Одним из самых ярких и самобытных мастеров модерна был испанский архитектор Антонио Гауди (1852–1926 гг.) (ил. 30). Он родился в Каталонии в семье потомственных кузнецов. Окончил в Барселоне Высшую техническую школу архитектуры, где много внимания уделялось изучению средневекового зодчества.

Гауди работал в основном в Барселоне и ее окрестностях. Одним из первых его заказов был дом Висенса (ил. 31), построенный для богатого фабриканта, занимавшегося производством керамических изделий. Стены здания облицованы цветной керамической плиткой (ил. 32) – своеобразная реклама продукции предприятий Висенса. Рядом с домом расположен сад, который окружает нарядная кованая решетка (ил. 33), изготовленная по проекту Гауди.

 Другой ранней работой Гауди был дом Каприччо (ил. 34, ил. 35), возведенный вблизи приморского города Сантандера и напоминающий мавританскую архитектуру средневековой Испании (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях»). Стены здания украшены плиткой с изображением цветка подсолнуха (ил. 36).

По заказу богатейшего человека Каталонии, текстильного фабриканта Эусеби Гуэля, Гауди создал на окраине Барселоны парк Гуэль (ил. 37, ил. 38), украшенный причудливыми постройками. Вход в него лежит между двумя необычными по архитектуре павильонами (ил. 39). От входа начинается широкая лестница (ил. 40) с фигурой дракона (ил. 41). Лестница ведет к огромной террасе (ил. 42), которая высоко поднята над землей и окружена по периметру извилистой скамьей, облицованной цветными изразцами (ил. 43). Все сооружение опирается на многочисленные колонны, образующие на нижнем уровне гипостильный зал, известный как «Зал ста колонн» (ил. 44).

В начале XX в. Гауди перестроил доходный дом Батло (дом Бальо) (ил. 45, ил. 46) в Барселоне. В здании, как снаружи (ил. 47, ил. 48), так и внутри (ил. 49, ил. 50), практически отсутствуют прямые линии. В центре дома устроен световой двор-колодец (ил. 51).

Годом позже Гауди начал строительство дома Мила (ил. 52, ил. 53). За свой неровный и тяжеловесный фасад (ил. 54, ил. 55) он получил прозвище «педрера», что по-каталонски означает «каменоломня». Внутри здания расположены три световых двора-колодца сложной конфигурации (ил. 56).

Главным творением Гауди, которому он посвятил 43 года своей жизни и не успел закончить, стала церковь Саграда Фамилия («Святое Семейство») (ил. 57, ил. 58, ил. 59) в Барселоне. Ее здание имеет в плане форму латинского креста (ил. 60). Восточный фасад храма посвящен Славе, южный – Страстям Христовым (ил. 61), северный – Рождеству Христову (ил. 62, ил. 63, ил. 64). Северный фасад наиболее интересен с архитектурной точки зрения. Он напоминает замок из оплывшего песка (ил. 65). Необычен также интерьер храма (ил. 66, ил. 67).

В 1926 г. престарелого архитектора сбил трамвай на улице Барселоны. Гауди похоронили в крипте недостроенного храма Саграда Фамилия.