Во французской живописи первой половины XIX в. между собой боролись два направления – неоклассицизм и романтизм. Лидером первого был Энгр, лидером второго – Делакруа.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867 гг.) (ил. 1) родился в семье художника, учился у прославленного живописца Ж.Л. Давида (о нем см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях»).
Как и его учитель, Энгр преклонялся перед античным искусством (ил. 2, ил. 3). За картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (ил. 4) художник получил Большую римскую премию, давшую ему право продолжить образование в Италии. В Италии Энгр проникся творчеством Рафаэля (ил. 5, ил. 6).
Энгр считается выдающимся портретистом (ил. 7, ил. 8). Написанный им портрет Бертена (ил. 9) Эдуард Мане назвал «Буддой торжествующей, пресыщенной, богатой буржуазии».
Энгр виртуозно изображал обнаженную натуру, о чем свидетельствует его картина «Большая купальщица» (ил. 10). Одно из самых замечательных произведений позднего Энгра – картина «Источник» (ил. 11). Творчество Энгра ознаменовало переход от классицизма к академизму.
Основоположником романтизма во французской живописи считается Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791–1824 гг.) (ил. 12). Он родился в семье богатого торговца табаком, получил хорошее художественное образование.
В 1812 и 1814 гг. Жерико написал две картины – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (ил. 13) и «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (ил. 14), как бы отражающие два этапа наполеоновских войн – победоносный и пораженческий.
Самая известная картина Жерико, положившая начало романтизму во французской живописи, – «Плот “Медузы”» (ил. 15). Ее тема – человек в борьбе с природной стихией. Художник сумел передать все оттенки человеческих чувств: от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
Во время поездки в Англию Жерико написал свою последнюю крупную работу – «Скачки в Эпсоме» (ил. 16).
Жерико был большим любителем лошадей и верховой езды. В результате неудачного падения с лошади он получил тяжелую травму позвоночника и через год скончался в возрасте 32 лет.
После смерти Жерико признанным лидером романтизма стал Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798–1863 гг.) (ил. 17). Существует предположение, что он был незаконнорожденным сыном наполеоновского министра иностранных дел Талейрана.
На Делакруа большое влияние оказал Жерико, которому он позировал для одного из персонажей картины «Плот “Медузы”».
Первой значительной работой Делакруа была картина «Ладья Данте» (ил. 18). Спустя два года он написал полотно «Резня на Хиосе» (ил. 19), принесшее художнику известность. За ней последовало другая картина, характерная для романтизма, – «Смерть Сарданапала» (ил. 20).
События июльской революции 1830 г. во Франции нашли отражение в самой известной работе Делакруа – «Свобода, ведущая народ» (ил. 21). В мае 1831 г. картина была выставлена в Парижском салоне и восторженно встречена публикой. Ее купило французское правительство, однако в течение четверти века не выставляло на обозрение, страшась содержащегося в ней революционного пафоса.
В 1832 г. Делакруа совершил поездку в Алжир и Марокко, где пленился экзотикой арабского Востока (ил. 22).
Колористические находки Делакруа оказали большое влияние на французскую живопись XIX столетия.