Акведук (ил. 1) – водовод в виде арочного моста.
Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 2) – священная часть храма, расположенная на востоке и отделенная алтарной преградой или иконостасом.
Амвон (греч. подножие горы, возвышение) – средняя часть солеи, выступающая полукругом в центр храма.
Апсида (греч. apsis – свод, арка) (ил. 3) – выступ в восточной части храма, внутри которого размещается алтарь.
Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 4) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.
Аркада (ил. 5) – ряд арок.
Базилика (греч. царский дом) (ил. 6) – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор на нефы.
Барабан (ил. 7) – архитектурная конструкция в виде цилиндра, на которой покоится купол. Обычно барабан прорезается окнами.
Буквица – то же, что инициал.
Гиматий (ил. 8) – греческая верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, наподобие плаща. Гиматий надевали поверх хитона: набрасывали на спину и левое плечо так, чтобы ткань закрывала левую руку и спадала вниз, при этом правая рука оставалась свободной.
Деисус (греч. моление) (ил. 9) – композиция, имеющая в центре изображение Иисуса Христа, а по сторонам – Богоматери и Иоанна Крестителя
Диаконник (ил. 10) – помещение в алтаре, где перед началом богослужения диакон и священник облачаются в ризы.
Жертвенник (ил. 11) – помещение в алтаре. Посреди него находится стол с тем же названием, на котором в начале литургии священник приготавливает Святые Дары.
Житийная икона (ил. 12) – икона с изображением святого в центре и сцен его жития, помещенных в квадратных клеймах на полях.
Закомара (ил. 13) – полукруглое завершение наружной стены храма, за которой скрывается свод. Слово произошло от древнего названия комара – свод.
Заставка (ил. 14) – в рукописной книге рисунок в начале текста, чаще всего в виде орнаментальной рамки, в которую вписано название главы или раздела.
Икона (греч. eikon – образ, изображение) (ил. 15) – изображение святого или какого-либо библейского события, выполненное красками на доске. Согласно преданию, первую икону, Богоматерь с младенцем Христом, написал евангелист Лука.
Иконографический канон – определенные правила изображения святых и сцен их жизни, которым должны были следовать средневековые живописцы. За их соблюдением следила церковь.
Иконография (от греч. eikon – образ и grapho – пишу) – варианты изображения святых и сцен их жизни, сюжетов Священного Писания, соответствующие установленному иконографическому канону. Иисус Христос и Богоматерь имели несколько иконографий (см. «Словарь персонажей христианского искусства»).
Инициал (лат. initialis – начальный) (ил. 16) – в рукописной книге заглавная буква, с которой начинается текст и которая отличалась от остальных букв большими размерами и художественным убранством.
Квадрига (лат. четверная упряжка) (ил. 17) – колесница, запряженная четверкой лошадей.
Книжная миниатюра (ил. 18) – рисунок в рукописной книге. Слово произошло от лат. «minium» – так называлась красная краска, которой расцвечивали средневековые рукописи.
Контрфорс (ил. 19) – подпорная стенка или выступ стены, примыкающий перпендикулярно к стене здания для придания ей прочности и устойчивости.
Конха (греч. konche – раковина) (ил. 20) – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания. Обычно конха венчает апсиду в храме.
Концовка – в рукописной книге рисунок или орнаментальная композиция, завершающая главу или всю книгу.
Крест (ил. 21) – один из главных христианских символов, напоминающий о мученической смерти Иисуса Христа. Мучеников в живописи изображали с крестом в руках.
Крестово-купольная система (ил. 22) – основная конструктивная форма храмового зодчества Византии: два пересекающихся под прямым углом свода с водруженным посередине куполом. При этом пересекающиеся своды образуют в плане крест
Купол (ил. 23) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы. Купол храма символизировал небо.
Левкас (греч. leukos – белый) (ил. 24) – грунт, по которому писали иконы. В его состав входил толченый мел, смешанный с рыбьим клеем.
Литургия (греч. служение, общее дело) – главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения.
Мафорий (ил. 25) – длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.
Миниатюра – см. книжная миниатюра.
Мозаика (ил. 26) – вид монументальной живописи наряду с фреской: изображение набирается из кусочков цветного стекла (смальты) или камня.
Наос (ил. 27) – центральная часть храма, где во время богослужения находятся молящиеся.
Нартекс – см. притвор.
Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 28) – часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами колонн, между рядом колонн и стеной.
Нимб (лат. nimbus – облако, туча) (ил. 29) – сияние вокруг голов святых, символизирующее их святость.
Паволока (древнерус. – покрывало, чехол) (ил. 30) – холстина, которую наклеивали на иконную доску с целью защитить живопись от трещин в дереве.
Паперть – открытое крыльцо, площадка перед входом в храм.
Парус (ил. 31) – элемент архитектурной конструкции храма, представляющий сферический треугольник, обеспечивающий передачу тяжести барабана на поддерживающие его арки.
Пергамент (пергамен) – кожа специальной выделки, использовавшаяся в Средние века как материал для письма. Название происходит от древнего города Пергам в Малой Азии.
Перегородчатая эмаль (ил. 32) – вид техники эмали: на плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородочки, пространство между которыми заполнялось цветными эмалями.
Плинфа (греч. plinthos – кирпич) – широкий плоский кирпич из обожженной глины, получивший распространение в архитектуре Византии.
Портал (от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание.
Престол (ил. 33) – главная святыня храма в виде каменного стола, расположенного в центре алтаря. Символизирует «гроб Господень».
Притвор (нартекс) (ил. 34) – пристройка к западной части храма, отделенная от него стеной.
Причащение (греч. евхаристия) (ил. 35) – одно из семи христианских таинств, которое совершается в храме во время литургии. Причащающиеся вкушают Святые Дары. Прообразом причащения послужила Тайная Вечеря.
Псалмы (греч. – песнь) – в христианстве молитвенные песнопения, входящие в состав Псалтыри.
Псалтырь (от греч. psalmos – песнь) – сборник из 150 псалмов, включенный в состав Ветхого Завета. Среди авторов Псалтыри – иудейский царь Давид.
Ризница – то же, что диаконник.
Саккос (от древнеевр. saccus – рубище) (ил. 36) – парадное облачение архиерея в виде длинной просторной рубахи с короткими широкими рукавами, сшитой из дорогой ткани.
Свод (ил. 37) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки.
Святые Дары (ил. 38) – хлеб (просфоры) и красное виноградное вино, предназначенные для совершения таинства причащения. Святые Дары приготавливаются священником в жертвеннике храма в начале литургии
Смальта (ил. 39) – цветное стекло, применяемое при изготовлении мозаики.
Солея (греч. solea, от лат. solium – престол, трон) (ил. 40) – возвышение в храме перед алтарной преградой или иконостасом.
Страшный суд (ил. 41) – последний суд, совершаемый Богом над людьми для выявления праведников и грешников. Страшный суд изображался в храме на западной стене.
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краска, для которой связующим веществом служит яичный желток. Темперой писали иконы.
Фреска (ил. 42) – вид монументальной живописи наряду с мозаикой: изображение наносится на сырую штукатурку водяными красками.
Хитон (ил. 43) – нижняя одежда мужчин и женщин, состоящая из куска ткани, сколотого на плечах пряжками.
Экседра (ил. 44) – глубокая полукруглая ниша, перекрытая полукуполом. Получила распространение в древнеримской архитектуре, в византийской превратилась в апсиду.
Эмаль (древнерус. финифть) (ил. 45) – вид ювелирной техники: стекловидное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Различается эмаль перегородчатая, выемчатая, оконная, по рельефу, расписная.