РУБРИКАТОР

Искусство исламского Востока

Живопись

Орнамент. Живопись исламских стран представлена орнаментами (ил. 1), каллиграфией (ил. 2) и книжной миниатюрой (ил. 3) (о них см. ниже).

Запрет ислама на изображение живых существ привел к тому, что в арабо-мусульманской живописи универсальным художественным языком сделался орнамент. Им покрывали стены и своды зданий (ил. 4), предметы декоративно-прикладного искусства (ил. 5), рукописные книги (ил. 6).

Известно множество видов орнамента. В Средней и Центральной Азии распространение получил гирих (ил. 7) − геометрический тип орнамента, основными элементами которого служат многоугольники и звезды. Другой орнамент, ислими (ил. 8), построен на соединении вьюнка и спирали и напоминает цветущий лиственный побег.

Самый распространенный вид орнамента в исламском мире – арабеска (ил. 9). Он строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора с использованием растительных мотивов, изображений животных, а также надписей (см. ниже о каллиграфии).

 

Книжная миниатюра. Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг, для которых делались красочные иллюстрации, изображавшие людей и зверей (на светское искусство религиозные запреты не распространялись). Каллиграф писал текст, оставляя места для иллюстраций, которые выполняли художники (ил. 10). Любимыми темами книжной миниатюры была охота (ил. 11), пиры, сражения (ил. 12), дворцовые приемы, любовные встречи (ил. 13).

В Средние века особым мастерством славились персидские миниатюристы. Они иллюстрировали выдающиеся произведения персидской литературы: «Шахнаме» Фирдоуси (ил. 14), «Хамсе» Низами (ил. 15).

Одним из крупнейших мастеров персидской миниатюры считается Бехзад, работавший в Герате (современный Афганистан). Миниатюры Бехзада (ил. 16, ил. 17) характеризуют изысканный рисунок, декоративность, гармоничное сочетание ярких красок.

 

Каллиграфия. Специалисты утверждают, что главным изобразительным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия. Художественно оформленное слово являлось важнейшим носителем религиозных идей ислама. Каллиграфическими надписями, как и орнаментами, украшали архитектурные сооружения (ил. 18), предметы декоративно-прикладного искусства (ил. 19), рукописные книги (ил. 20).

Арабская каллиграфия сформировалась на базе копирования Корана. Инструментом писцу служило тростниковое перо – калам (ил. 21). В качестве материала для письма использовался папирус, пергамент и бумага, получившая распространение в арабском мире в X–XI вв.

Известно множество стилей каллиграфического письма (ил. 22). Древнейшим из них считается куфи (ил. 23). Каждый стиль применяли в определенной сфере. Например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерк рика использовали в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а стиль куфи широко применялся в архитектуре (ил. 24) и декоративном искусстве.