РУБРИКАТОР

Советское искусство

Живопись

Художественные объединения 1920-х

В 1922 г. в Москве возникло литературно-художественное объединение Левый фронт искусств – ЛЕФ (ил. 1). В него вошли поэты В.В. Маяковский (ил. 2), возглавивший объединение, Б.Л. Пастернак (ил. 3), художники А.М. Родченко (ил. 4), В.Е. Татлин (ил. 5), другие участники. Многие из них раньше примыкали к футуризму. По мнению лефовцев, право на существование имели лишь документальные жанры и виды искусства: фотография, плакат, кинохроника, репортаж.

Одним из самых талантливых представителей ЛЕФа был Александр Михайлович Родченко (ил. 6). Он писал картины в духе супрематизма (ил. 7), рисовал плакаты (ил. 8, ил. 9), оформлял книги и журналы (ил. 10). Родченко считается признанным мастером фотографии (ил. 11, ил. 12), пионером фотомонтажа (ил. 13).

Александр Михайлович был одним из создателей искусства дизайна в СССР. В 1925 г. на международной выставке в Париже демонстрировался интерьер рабочего клуба, выполненного по проекту Родченко (ил. 14, ил. 15).

В середине 1920-х гг. в Москве, рядом с Арбатской площадью, был построен первый советский «небоскреб» – 10-этажный дом Моссельпрома (ил. 16). Родченко украсил его фасады яркими рекламными рисунками и надписями (ил. 17), среди которых – знаменитое двустишие В.В. Маяковского «Нигде кроме как в Моссельпроме».

В один год с ЛЕФом в Москве возникла Ассоциация художников революционной России – АХРР (ил. 18), куда вошло немало бывших передвижников, приверженцев реализма. Темами их творчества стали советские вожди (ил. 19), бойцы и командиры Красной армии (ил. 20), стройки социализма, советская молодежь  (ил. 21). АХХР организовала несколько тематических художественных выставок: «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих», «Революция, быт и труд».

АХРР была самым крупным художественным объединением СССР своего времени (650 человек). Ее членами состояли такие видные мастера советской живописи, как И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, М.Б. Греков, Е.А. Кацман, Е.М. Чепцов.

Исаак Израилевич Бродский (ил. 22) считался любимым учеником И.Е. Репина и снискал себе известность как портретист. В 1920-е гг. Бродский создал обширную художественную лениниану: серию картин, посвященных вождю Октябрьской революции (ил. 23, ил. 24). Репродукции одной из них, «Ленин в Смольном» (ил. 25), разошлись по стране тиражом более 5 млн экземпляров.

Другой ахрровец, Митрофан Борисович Греков (ил. 26), участвовал в Гражданской войне на стороне красных. Военные будни художник отразил в серии картин, посвященных 1-й Конной армии (ил. 27, ил. 28, ил. 29).

В 1925 г. выпускники первого советского художественного вуза – Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских) (ил. 30) создали в Москве Общество станковистов – ОСТ (ил. 31). Возглавил его Давид Петрович Штеренберг (ил. 32). Участниками ОСТа были А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, С.А. Лучишкин, другие художники. Они выступали за развитие станковой живописи, отсюда название объединения.

Остовцы интересовались новейшими художественными течениями Запада, в частности творчеством немецких экспрессионистов, выставка которых прошла в Москве в 1924 г. Экспрессионисты добивались в живописи особой выразительности (экспрессии), сознательно прибегая к деформированию формы, резким пространственным смещениям, цветовым контрастам (ил. 33, ил. 34).

У ОСТа и АХРРа были общие темы в искусстве: гражданская война (ил. 35), индустриализация СССР (ил. 36, ил. 37), жизнь города (ил. 38), спорт (ил. 39). Но, в отличие от ахрровцев, остовцев занимала не содержательная сторона картины, а ее художественная форма: композиция, красота цвета и рисунка, динамика движения, выразительность образа.

В один год с ОСТом в Москве возникло художественное объединение «4 искусства», в которое вошли живописцы, графики, скульпторы и архитекторы (отсюда название). Среди них оказалось немало бывших участников объединений «Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян) и «Мир искусства» (К.С. Петров-Водкин). В «4 искусства» вошли также график В.А. Фаворский, скульпторы А.Т. Матвеев и В.И. Мухина (о ней см. раздел «Искусство 1930–50-х гг.»), архитекторы А.В. Щусев и И.В. Жолтовский (см. раздел «Архитектура»).

Одним из самых ярких представителей объединения «4 искусства» был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (ил. 40), до революции прославившийся картиной «Купание красного коня» (ил. 41). Петров-Водкин писал портреты (ил. 42), натюрморты (ил. 43, ил. 44), бытовые сцены (ил. 45, ил. 46). Большое влияние на художника оказала иконопись.

К 10-й годовщине Красной армии Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара» (ил. 47). На полотне изображена сцена боя. Следуя традициям древнерусской живописи, Петров-Водкин строит композицию, заменяя линейную перспективу разработанной им «сферической». Это придает запечатленному событию планетарный характер.

На выставке, посвященной 10-й годовщине Октябрьской революции, скульптор Александр Терентьевич Матвеев (ил. 48) показал аллегорическую композицию «Октябрь» (ил. 49, ил. 50). Три обнаженные фигуры – рабочий с молотом, юноша в буденовке и бородатый крестьянин – символизируют революцию. Мастеру удалось соединить современность с традициями классицизма. Поневоле напрашивается аналогия с памятником Минину и Пожарскому (ил. 51) (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях»).

Заметный след в советском изобразительном искусстве оставило Общество московских художников – ОМХ, возникшее в 1928 г. Многие его члены (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк) ранее состояли в объединении «Бубновый валет». Художники ОМХа были близки мастерам объединения «4 искусства»: их также заботила высокая культура живописи.

Один из лидеров ОМХа, Петр Петрович Кончаловский (ил. 52) пытался соединить сезаннизм с наследием русских реалистов. В результате этих попыток художник создал ряд замечательных полотен: «Портрет дочери» (ил. 53), «Автопортрет с женой» (ил. 54), напоминающий по композиции рембрандтовский «Автопортрет с Саскией» (ил. 55).

В работах Ильи Ивановича Машкова (ил. 56) сезаннизма почти не осталось, но высокая живописная культура сохранилась. Примером тому могут служить натюрморты «Снедь московская. Хлебы» (ил. 57) и «Снедь московская. Мясо, дичь» (ил. 58), показанные на одной из выставок.