РУБРИКАТОР

Готическое искусство

Скульптура

Скульптура получила широкое распространение в готическом искусстве (ил. 1), особенно в храмовой архитектуре. Скульптурные изображения покрывали фасады зданий (ил. 2), взбирались на кровлю (ил. 3), даже водостоки делали в виде фантастических животных (ил. 4).

Размещение скульптуры на фасадах храмов подчинялось определенной программе. Главным считался западный фасад (ил. 5), обычно посвященный теме Страшного суда. Северный фасад был посвящен Ветхому Завету, южный (ил. 6) – Новому Завету.

Большое значение придавалось убранству порталов главного, западного, входа (ил. 7). Средний портал (ил. 8), как правило, посвящался Христу. В его тимпане нередко изображалась сцена Страшного суда (ил. 9). Правый портал посвящался Богоматери, в его тимпане изображалось Успение или Богоматерь с младенцем Христом (ил. 10). Левый портал был посвящен святому, особо почитаемому в данной епархии.

В готической скульптуре преобладает горельеф (ил. 11). Однако многие фигуры отделяются от стены и приближаются к круглой статуе (ил. 12). Удлиненные пропорции скульптур подчеркивают вертикальные членения собора (ил. 13). Некоторые изображения наделяются индивидуальными чертами (ил. 14). Им присущи эмоции и переживания (ил. 15). Части скульптур, доступные более внимательному рассматриванию, изначально раскрашивали.

Во Франции не было принято помещать скульптурные изображения внутри храма, как это постоянно делалось в Германии (ил. 16).