РУБРИКАТОР

Искусство Фландрии XVII века

Живопись

 

Общая характеристика. В XVII в. фламандская живопись преодолела традиции средневекового искусства. Немаловажную роль в этом сыграло влияние культуры Итальянского Возрождения. Многие фламандские художники побывали и даже работали в Италии.

Влияние католической церкви предопределило преимущественное развитие религиозной тематики. Вместе с тем в живописи утвердились новые жанры: исторический, бытовой, пейзажный, натюрморт. Широкое распространение получил портрет.

Монументальная живопись в отличие от Италии и Франции не получила во Фландрии развития. Храмовые росписи заменили большие алтарные картины.

Аристократы Фландрии стремилась украшать свои замки и особняки произведениями живописи. Это обусловило декоративный характер картин и их большие размеры.

 

Рубенс. Питер Пауль Рубенс (1577–1640 гг.) (ил. 1) считается одним из крупнейших европейских художников XVII в. Он рано начал заниматься живописью и в возрасте 21 года был принят в члены гильдии Святого Луки Антверпена (евангелист Лука, первым, по преданию, написавший Богородицу с младенцем Иисусом Христом, считался покровителем художников). Восемь лет Рубенс прожил в Италии, где изучал творчество мастеров Возрождения. Его кумиром был Тициан.

Окончательно обосновавшись в Антверпене (ил. 2), Рубенс женился на дочери городского статс-секретаря Изабелле Брант(д) (ил. 3). В 1609 г. правительница испанских Нидерландов инфанта Изабелла назначила Рубенса придворным живописцем, при этом, будучи образованным человеком (он знал шесть иностранных языков), художник нередко выполнял дипломатические поручения.

Рубенс был признанным мастером исторической (религиозной и мифологической) картины. Для храма Святой Вальпургии Антверпена он написал алтарный триптих с центральной частью «Водружение креста» (ил. 4). Художник создал немало картин на сюжеты из античной мифологии (ил. 5, ил. 6, ил 7).

В живописи Рубенса в наибольшей степени проявил себя стиль барокко с его чувственностью, драматизмом, подчеркнутой динамикой, резкими светотеневыми контрастами и звучным цветом. Этим требованиям в полной степени отвечали сцены охоты, которые не раз писал художник (ил. 8).

По заказу королевы Франции Марии Медичи Рубенс создал серию из 24 исторических картин на тему жизни королевы (ил. 9).

После смерти Изабеллы Брандт Рубенс женился на молоденькой Елене Фоурмен, которая до самой смерти художника служила ему моделью (ил. 10).

Рубенс считался одним из лучших портретистов своего времени. В Эрмитаже хранится написанный им портрет камеристки инфанты Изабеллы (ил. 11).

Помимо исторических полотен и портретов в творчестве Рубенса есть пейзажи и жанровые сцены (ил. 12).

Рубенс умер в 1640 г. и был похоронен в церкви Святого Якоба в Антверпене (ил. 13).

Творческое наследие художника составляет около 3000 картин, которые он писал с помощью многочисленных учеников, среди которых были Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс, Якоб Йорданс.

 

Ван Дейк. Антонис ван Дейк (1599–1641 гг.) (ил. 14) родился в Антверпене в семье богатого торговца тканями. В десять лет он стал учиться живописи, а в девятнадцать был принят в члены гильдии Святого Луки. Одно время Ван Дейк работал в мастерской Рубенса. Побывал в Италии, в Германии.

Ван Дейк считается признанным мастером портрета (ил. 15). Ему позировали женщины (ил. 16) и мужчины (ил. 17), отдельные лица и группы людей (ил. 18). Художник одним из немногих умел писать детские портреты (ил. 19).

Ван Дейк создал тип аристократического парадного портрета (ил. 20), который на долгие годы утвердился в европейском искусстве. Модель изображалась в полный рост, в парадных одеждах, в горделивой позе, с эффектным фоном – все в портрете говорило о ее значимости и достоинстве.

В 1632 г. Ван Дейк переехал в Англию, где сделался придворным художником Карла I (ил. 21). Он написал множество портретов короля и английских аристократов, сыграв важную роль в становлении английской портретной живописи.

Ван Дейк скончался в Лондоне и был погребен в соборе Святого Павла в Лондоне. Вскоре собор сгорел, а вместе с ним погибла могила художника.

 

Йорданс. Якоб Йорданс (1593–1678 гг.) (ил. 22) родился в Антверпене в семье торговца. С юных лет он учился живописи, вступил в члены гильдии Святого Луки, работал помощником в мастерской Рубенса. Всю жизнь Йорданс прожил в Антверпене, где после смерти Рубенса и Ван Дейка стал самым популярным художником.

Йорданс следовал реалистической традиции нидерландской живописи. Он часто изображал простолюдинов в своих картинах. Заметное влияние на его творчество оказал Караваджо.

Йорданс писал портреты, жанровые сцены (ил. 23), религиозные и мифологические картины (ил. 24), которые нередко трактовал в бытовом ключе.

 

 Снейдерс. Особое место во фламандской живописи XVII в. занимал натюрморт, утвердившийся как самостоятельный жанр живописи. Его непревзойденным мастером считается Франс Снейдерс (1579–1657 гг.) (ил. 25). В его картинах на столах грудами лежат прекрасно написанные дары земли и моря: рыба, мясо, овощи, фрукты, битая дичь.

Натюрморты Снейдерса служили украшением домов фламандской знати и поэтому отличались большим размерам и красотой. Примером тому могут служить знаменитые «Лавки» Снейдерса – «Рыбная лавка» (ил. 26), «Фруктовая лавка» (ил. 27), «Лавка дичи» (ил. 28).

Человеческие фигуры в натюрмортах Снейдерса не имели важного значения и, как правило, писались другими художниками, в частности Я. Йордансом.