В I тысячелетии до н. э. центральную часть Апеннинского полуострова населяли этруски (ил. 1), создавшие богатую самобытную культуру. От этрусских городов мало что сохранилось, однако остались их некрополи (ил. 2). Этруски строили каменные гробницы в виде кургана, которые получили название тумулус (ил. 3). Внутрь тумулуса вел наклонный сводчатый коридор – дромос (ил. 4). Гробница напоминала жилой дом (ил. 5): несколько помещений с ложами, сиденьями, богатыми погребальными дарами (ил. 6), которые могли понадобиться покойному в загробной жизни.
В гробнице стоял саркофаг, который нередко украшали скульптурой (ил. 7). Однако саркофаги были пусты. Этруски сжигали своих покойников, а пепел помещали в глиняные канопы (ил. 8), которым придавали облик человека.
Стены и своды этрусских гробниц украшались фресками (ил. 9). Основная тема росписей – сюжеты из земной жизни покойного: пиры (ил. 10), танцы (ил. 11), празднества (ил. 12). Этрусские художники придерживались архаичной схемы изображения человека, с которой ранее были знакомы Древний Египет и эгейское искусство: голова и ноги – в профиль, грудь, плечи и глаза – в фас (ил. 13).
Этруски добились больших успехов в скульптуре (ил. 15). В этом искусстве заметное влияние на них оказала Древняя Греция с ее любовью к стройным фигурам и классическим чертам лица (ил. 16, ил. 17). Кстати, неизвестному этрусскому мастеру принадлежит авторство знаменитой скульптуры Капитолийской волчицы (ил. 18), ставшей символом Рима. Именно Древний Рим стал наследником культуры этрусков.