РУБРИКАТОР

Искусство Франции XVIII века

Архитектура

 

Стиль рококо. В 1720-е гг. во Франции возник стиль рококо, который вырос из барокко и во многом походил на него – та же декоративность, красочность, нарочитая усложненность, любовь к криволинейным формам. Однако рококо, проявившее себя преимущественно в интерьерах, более изысканно и утонченно, чем барокко.

В XVIII в. на смену дворцам и усадебным ансамблям предыдущего столетия пришел уютный городской особняк (во Франции он назывался отель). Образцом такой постройки может служить отель Субиз (ил. 2, ил. 3) в Париже. Он имеет просторный внутренний двор, отделенный от улицы высокой стеной с нарядными въездными воротами (ил. 4). Главной достопримечательностью отеля является роскошный Овальный салон (ил. 5). В нем нет ни одной прямой линии. Стены украшены зеркалами и картинами, маскирующими переход к потолку (ил. 6). Основным элементом орнамента служит рокайль.

В эпоху рококо в городе Нанси, столице Лотарингии, была построена площадь Станислава (первоначальное название Королевская) (ил. 7, ил. 8, ил. 9, ил. 10). Главный проход на площадь лежит через триумфальную арку (ил. 11), построенную по образцу арки Септимия Севера в Риме. Площадь окружают здания (ил. 12), выдержанные в стиле классицизм с отдельными рокайльными элементами, и украшают нарядные позолоченные решетки и два фонтана в стиле рококо (ил. 13).

 

Стиль неоклассицизм. Во второй половине XVIII в. во Франции зародился стиль неоклассицизм*, многое унаследовавший от классицизма XVII столетия: простота и спокойствие, преобладание прямых линий и ровных плоскостей, широкое применение архитектурного ордера.

Крупнейшим представителем французского неоклассицизма считается Жак Анж Габриэль (1698–1782 гг.) (ил. 14), имевший звание «первого королевского архитектора» и возглавлявший созданную в XVII в. Академию архитектуры.

Габриэль построил в парке Версаля дворец Малый Трианон (ил. 15, ил. 16, ил. 17, ил. 18), который отличается совершенной гармонией и признан шедевром архитектуры неоклассицизма.

В Париже Габриэль возвел здание Военной школы (ил. 19, ил. 20). Оно замыкает собой Марсово поле, на котором проходили военные учения и парады. Благородный фасад Военной школы украшает колонный портик, над которым возвышается четырехреберный купол (ил. 21).

Габриэль разработал проект площади Согласия (ил. 22, ил. 23, ил. 24) – самой большой и одной из самых красивых в Париже. Площадь была устроена между Елисейскими полями на западе и садом дворца Тюильри на востоке. С северной стороны ее обрамляют два дворцовых здания, между которыми пролегает Королевская улица (ил. 25), упирающаяся в портик церкви Сен-Мадлен (ил. 26). В центре площади установлен египетский обелиск (ил. 27) с двумя фонтанами по сторонам (ил. 28). В конце XVIII в. с южной стороны площади через Сену был перекинут мост Согласия, который ведет к зданию Бурбонского дворца (ныне здание Национального собрания Франции) (ил. 29). В отличие от замкнутой площади Станислава в Нанси площадь Согласия открыта городу, что соответствует духу классицизма.

Другим видным мастером неоклассицизма был архитектор Жак Жермен Суффло (ил. 30). Самая известная его постройка – церковь Святой Женевьевы (ил. 31, ил. 32) в Париже. Ее здание в плане представляет собой равносторонний крест (ил. 33), увенчанный куполом на высоком барабане (ил. 34). В интерьере храма царит классицистическое благородство (ил. 35, ил. 36). В годы Великой французской революции храм Святой Женевьевы был превращен в некрополь великих людей Франции и стал называться Пантеоном (ил. 37, ил. 38). 

 

*В западном искусствоведении неоклассицизмом принято называть классицизм второй половины XVIII в.