РУБРИКАТОР

Искусство Средневековой Руси

Живопись

 

Общая характеристика. В Средние века живопись на Руси была представлена мозаикой (ил. 1), фреской (ил. 2), иконой (ил. 3) и книжной миниатюрой (ил. 4). Все они были заимствованы из Византии (см. главу 1).

Живопись носила религиозный характер. В центре внимания художника находились Бог, ангелы, святые (ил. 5). Человеку в средневековой живописи отводилось довольно скромное место.

Средневековые изображения полны разнообразных религиозных символов. Часто символическое значение имело использование того или иного цвета.

Средневековые живописцы строго придерживались иконографического канона, устанавливавшего определенные правила изображения святых и сцен их жизни.

В период феодальной раздробленности возникли местные художественные школы, ведущими из которых были новгородская (ил. 6) и московская (ил. 7). Последняя господствовала в изобразительном искусстве в течение XVI–XVII вв.

 

Древнейшие мозаики и фрески. В Средние века храмы на Руси украшали преимущественно фресками, реже мозаиками (о схеме росписи храма см. главу 1). Софийский собор в Киеве (ил. 8) – единственный, где мозаики сохранились (ил. 9, ил. 10, ил. 11). В центральном куполе изображен Спас Вседержитель (см. «Словарь персонажей христианского искусства») в окружении ангелов (ил. 12). Ниже, в простенках между окнами барабана, – двенадцать апостолов (ил. 13). Еще ниже, в парусах, – четыре евангелиста (ил. 14).

В конхе центральной апсиды помещено величественное изображение Богоматери Оранты (ил. 15, ил. 16). Под ней расположена композиция Причащение (греч. Евхаристия) (ил. 17). Налево Христос причащает апостолов хлебом (ил. 18), направо – вином (ил. 19). Еще ниже находится «портретная галерея» святителей (ил. 20, ил. 21), из которых наиболее талантливо выполнен Иоанн Златоуст (ил. 22). Софийский мастер представил его мыслителем и аскетом – с высоким лбом, впавшими щеками, проникновенным взглядом темных глаз.

Помимо мозаик Софийский собор украшен фресками. На западной стене храма был написан групповой портрет семьи Ярослава Мудрого (ил. 23). На одной стороне находилось изображение князя с сыновьями (эта фреска не сохранилась), на другой – княгини Ирины с дочерьми (ил. 24). Это первое известное нам портретное изображение в истории русского искусства. Лестничные башни храма украшают сцены спортивных состязаний на константинопольском ипподроме, охоты на диких зверей (ил. 25), выступления музыкантов и ряженых (ил. 26).

 

Домонгольская иконопись. Первые иконы были привезены на Русь из Византии. Среди них наиболее известна «Владимирская Богоматерь» (ил. 27, ил. 28), написанная в начале ХII в. безымянным константинопольским мастером и ставшая образцом для многих поколений русских иконописцев.

Большинство древнейших русских икон, по мнению искусствоведов, создано новгородскими мастерами. Одна из лучших среди них – «Спас Нерукотворный» (ил. 29). Красив и строг лик Христа. Дугой выгнуты брови, резко обрисованы тенями впадины огромных глаз.

В Успенском соборе Московского Кремля хранится икона «Святой Георгий» (ил. 30). Неизвестный мастер написал покровителя русских ратников в образе прекрасного юноши-воина, в доспехах и в красном плаще.

Из Ярославля происходит икона «Богоматерь Оранта» (ил. 31), созданная в начале XIII в. Удачно найденные пропорции фигуры Богоматери, красивые складки ее одежд – все это делает изображение величественным и нарядным.

В Русском музее хранится икона «Ангел Златые Власа» (ил. 32). Поражают огромные, в пол-лица, глаза ангела, наполненные неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает образу лирическое настроение.

 

Феофан Грек. В 1370-е гг. в Новгород из Византии приехал живописец Феофан Грек (греками на Руси называли византийцев). Там он расписал фресками церковь Спаса на Ильине улице (ил. 33). В куполе художник поместил образ Спаса Вседержителя (ил. 34). Его строгий лик должен был внушать всякому страх и смирение.

В Троицком приделе Феофан написал композицию «Троица» (ил. 35). Средний ангел как бы обнимает расправленными крыльями двух других, сидящих по сторонам. На соседней стене Феофан поместил изображения столпников (ил. 36), отличающиеся большой выразительностью. Облик одного из них, знаменитого богослова Макария Египетского (ил. 37), подобен некоему символу. Белые пряди волос и бороды почти полностью скрывают лицо. Выразительны вскинутые в молельном жесте кисти рук.

Феофан Греку приписывают нескольких известных икон. Одна из них – «Донская Богоматерь» (ил. 38). По иконографии она близка «Владимирской Богоматери» (ил. 39). Однако Феофан поменял акценты с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богородицы, устремленный на младенца (ил. 40). На оборотной стороне иконы изображено «Успение Богоматери» (ил. 41).

 

Андрей Рублев. Об Андрее Рублеве (ил. 42) известно очень немногое. В 1408 г. он вместе с художником Даниилом Черным расписал фресками Успенский собор во Владимире (ил. 43). В западной части храма сохранилась композиция «Страшный суд» (ил. 44). В зените центрального свода изображен Христос (ил. 45), на склонах – апостолы и ангелы (ил. 46). На соседнем, южном, своде Рублев написал одну из лучших фресок – «Шествие праведных в рай» (ил. 47).

Кисти Андрея Рублева приписывают три иконы из так называемого звенигородского чина: «Спас» (ил. 48), «Архангел Михаил» (ил. 49) и «Апостол Павел» (ил. 50). Самое сильное впечатление производит «Спас» (ил. 51), сильно пострадавший от времени.

На склоне лет Андрей Рублев написал для собора Троице-Сергиева монастыря (ил. 52) икону «Троица» (ил. 53). Сидящие за столом ангелы олицетворяют мир и согласие, которых не хватало тогдашней Руси, истерзанной войнами и враждой.

Последние годы своей жизни инок Андрей провел в подмосковном Спасо-Андроникове монастыре (ил. 54). Там же его похоронили. Еще в XVIII в. люди видели могилу гениального живописца, но позже она затерялась.

В 1551 г. Стоглавый церковный собор постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев...» В 1988 г. Русская православная церковь причислила иконописца к лику святых.

Андрей Рублев и Феофан Грек основали московскую художественную школу, которая в течение трех столетий будет определять лицо русского искусства.

 

Иконостас. Феофан Грек и Андрей Рублев считаются создателями русского иконостаса (ил. 55, ил. 56), представляющего собой высокую преграду, составленную из икон и отделяющую алтарь от остальной части храма. Иконостас имеет нескольких горизонтальных рядов (чинов). Нижний называется местным, так как формируется из икон, почитаемых в данной местности. В середине местного чина находятся Царские врата (ил. 57), ведущие в алтарь. Справа от Царских врат обычно располагается икона «Спас на троне», а рядом с ней храмовая – изображение святого или праздника, в честь которого назван храм.

Над местным чином располагается главный чин иконостаса – деисусный (от греч. деисус – моление) (ил. 58), в середине которого находится икона «Спас в силах» (ил. 59). Слева и справа от Христа стоят обращенные к нему в молитвенных позах фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, других святых. Над деисусным чином находится праздничный (ил. 60),состоящий из икон, рассказывающих о земной жизни Христа и Богоматери: «Благовещение», «Рождество», «Преображение», «Распятие», «Успение» и другие.

В XVI в. трехъярусный иконостас надстроили пророческим чином с иконами ветхозаветных пророков Моисея, Исаака, Иеремии и других. В руках они держат свитки с начертанными текстами пророчеств. В середине пророческого чина находится икона «Богоматерь Знамение» (ил. 61).

Тогда же появился пятый, праотеческий чин иконостаса, представляющий собой галерею отцов человечества: Адама, Ноя, Авраама и других. В середине этого чина находится икона «Отечество» (ил. 62), изображающая Бога Отца, Сына и Святого Духа. Весь иконостас венчает распятие.

 

Дионисий. На рубеже XV–XVI вв. московскую художественную школу возглавил живописец Дионисий. В начале XVI в. он вместе с сыновьями расписал фресками собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ил. 63) в Вологодском крае. Храм был украшен преимущественно сценами из жизни Богоматери (ил. 64). На лазурном фоне помещены стройные фигуры святых (ил. 65). «Нежная яркость красок» – так охарактеризовал палитру ферапонтовских фресок один из исследователей.

Дионисий прославился как выдающийся иконописец. Им написана одна из самых замечательных русских икон – «Распятие» (ил. 66). Изящен изгиб тела Христа. Стройны фигуры стоящих рядом святых. Чисты и ярки краски.

В мастерской Дионисия была создана большая житийная икона «Митрополит Петр» (ил. 67). На святом – узорчатые одежды, а пестрые клейма вокруг похожи на орнамент. Цвет, рисунок, композиция – все служит украшению иконы.

 

Живопись конца XVIXVII в. На рубеже XVI–XVII вв. в русском искусстве возникла строгановская школа живописи. Большинство икон, приписываемых ей, было создано московскими художниками из кремлевских мастерских, выполнявшими заказы богатых купцов Строгановых. Эти иконы отличаются небольшими размерами, тонким, изысканным письмом и сочным цветом. Наиболее известные мастера строгановской школыПрокопий Чирин (ил. 68), Никифор Савин (ил. 69). Примечательна икона «Никита-воин» (ил. 70). Фигура святого непропорционально вытянута, что придает ей легкость и изящность.

На рубеже XVI–XVII вв. русская живопись стала испытывать все возрастающее влияние западноевропейского искусства. В это время получает распространение парсуна (искаженное слово «персона») –портрет, созданный в иконописной манере. Сохранились парсуны царей Ивана Грозного (ил. 71), Федора Иоанновича (ил. 72), полководца князя М.В. Скопинауйского (ил. 73).

Во второй половине XVII в. русские иконописцы проявляют большой интерес к окружающему их земному миру. Они осваивают искусство светотени (ил. 74) и линейной перспективы (ил. 75). Элементы архитектуры, пейзажа перестают носить условный характер и становятся все более узнаваемыми (ил. 76).

Во второй половине XVII в. иконописную мастерскую Оружейной палаты Кремля возглавлял «царский изограф» Симон Ушаков. Написанная им икона «Троица» (ил. 77) совершенно не похожа на рублевскую (ил. 78). Перед нами – сцена трапезы. Стол покрыт скатертью и заставлен посудой. Ангельские лики сменились почти человеческими лицами, тщательно выписанными с помощью светотени.

Интересна другая икона Ушакова – «Древо Московского государства» (ил. 79). В центре сложной композиции в овале помещена «Владимирская Богоматерь», покровительница Московской Руси.

Симон Ушаков первым из русских иконописцев стал подписывать свои произведения (ил. 80). В Москве, в Китай-городе, сохранились каменные палаты, в которых располагалась иконописная мастерская Симона Ушакова (ил. 81).