РУБРИКАТОР

Искусство Византии

Живопись

 

Особенности византийской живописи. Византийская живопись представлена мозаикой (ил. 1), фреской (ил. 2), иконой (ил. 3) и книжной миниатюрой (ил. 4).

Для средневековой христианской живописи характерно использование разнообразных религиозных символов, главным из которых является крест (ил. 5), напоминающий о распятии Христа (ил. 6). Каждый из евангелистов имеет собственный символ (ил. 7): у Марка – лев, у Матфея – ангел, у Луки – телец, у Иоанна – орел. Символом Святого Духа является белый голубь (ил. 8). Агнец Божий олицетворяет жертвенную смерть Иисуса Христа (ил. 9). Нимб символизирует святость (ил. 10).

В византийской живописи большое значение имела символика цвета. Белый олицетворял нравственную чистоту и святость. Христос и ангелы часто изображались в белых одеждах (ил. 11). Черный цвет символизировал смерть, загробное царство, еще он олицетворял силы зла. Зеленый считался признаком юности и цветения. Голубой цвет символизировал небесный, божественный мир (ил. 12). Красный  (ил. 13) – жизнь и мученичество (цвет крови Христа). Золотой воспринимался не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и заполнявший весь мир, отсюда любовь к золотым фонам (ил. 14).

В византийском искусстве сложились определенные правила изображения святых и сцен их жизни иконографический канон, за соблюдением которого следила церковь. Иисус Христос имел несколько иконографий: Спас Нерукотворный (ил. 15), Христос Пантократор (греч. вседержитель) (ил. 16), Спас в силах (ил. 17) и другие. Также несколько иконографий имела Богоматерь: Оранта (лат. молящаяся) (ил. 18), Умиление (греч. елеуса – милующаяся) (ил. 19), Одигитрия (греч. путеводительница) (ил. 20) и другие.

 

Схема росписи храма. В Византии сложился определенный порядок украшения храма росписями (ил. 21). В центральном куполе помещалось изображение Христа Пантократора в окружении ангелов (ил. 22). Ниже, в простенках светового барабана, изображались пророки или апостолы. Еще ниже, в парусах, – четыре евангелиста. В конхе центральной апсиды помещали изображение Богоматери Оранты (ил. 23). Ниже располагалась композиция Причащение (греч. Евхаристия) – Христос причащает апостолов хлебом и вином (ил. 24). Еще ниже находились изображения святителей (ил. 25).

На северной и южной стенах несколькими горизонтальными рядами располагались сюжеты из жизни того святого, в честь которого назван храм. Западную стену украшала композиция Страшный суд (ил. 26). На столпах чаще всего изображали мучеников – «столпов евангельского учения».

В Средние века росписи храма, иллюстрировавшие важные религиозные представления христианства, называли «Библией для неграмотных».

 

Мозаики. Мозаика (ил. 27), которой византийцы покрывали стены и своды храмов и дворцов, считается сложной и трудоемкой техникой живописи. В специальных мастерских выплавляли стекло – смальту (ил. 28), в которое для придания цвета добавляли окислы различных металлов. Изображение (ил. 29) набиралось из кубиков цветного стекла (ил. 30). В соборе Святой Софии в Киеве голова архидиакона Лаврентия (ил. 31) набрана из очень мелких кусочков смальты: на один квадратный дециметр площади изображения их приходится около 400. Самое ценное качество мозаики – ее светоносность. В лучах света она горит и искрится (ил. 32).

 

Фрески. Фресковая живопись менее сложна, чем мозаика. Она наносится на сырую штукатурку поверх предварительно сделанного рисунка (ил. 33). Красками для фресок служат тщательно растертые цветные глины и минералы (ил. 34), растворенные в воде. Писать фрески можно до тех пор, пока не высохнет штукатурка, иначе краска плохо впитывается в грунт. Известь, содержащаяся в штукатурке, частично «съедает» цвет, отчего фрески (ил. 35, ил. 36) выглядят блеклыми по сравнению с мозаиками.

 

Иконопись. Иконыписали на деревянных досках, которые перед этим долго высушивали. На лицевой стороне доски вырезали прямоугольное поле – ковчег (ил. 37). Чтобы доска не коробилась, на ее тыльной стороне в проделанные пазы вставляли шпонки (ил. 38). На лицевую сторону наклевали холст – паволоку (ил. 39), который покрывали меловым грунтом – левкасом (ил. 40). Поверх него иконописец наносил изображение (ил. 41). В качестве красок чаще всего использовали темперу, приготовленную из тщательно растертых цветных глин и минералов (ил. 42), смешанных с яичным желтком (ил. 43). После окончания работы изображение покрывали слоем олифы (конопляного масла).

На иконах писали христианских святых и сцены их жизни (ил. 44, ил. 45). Шедевром византийской иконописи считается икона «Владимирская Богоматерь» (ил. 46, ил. 47), написанная в XII в. неизвестным константинопольским мастером.

 

Книжная миниатюра. Византийцы достигли большого мастерства в украшении рукописных книг (ил. 48, ил. 49). Средневековые книги изготавливали из пергамента (пергамена) – кожи особой выделки. Иконописцы украшали книги нарядными инициалами (ил. 50), заставками (ил. 51), концовками. Особенно ценились книжные миниатюры (ил. 52). Художники писали их на свободных от текста листах кистью и красками. Чаще всего это были изображения евангелистов (ил. 53), заказчиков книги (ил. 54), иллюстрации к тексту (ил. 55).