РУБРИКАТОР

Искусство России первой половины XIX века

Архитектура

Петербургский ампир

Петербургский ампир. Одним из родоначальников петербургского ампира был Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814 гг.) (ил. 5). Он родился в семье крепостных графа А.С. Строганова (ил. 6). Заметив талант юноши, граф дал ему вольную и помог получить архитектурное образование.

В конце XVIII в. Воронихин выиграл конкурс на строительство в Петербурге Казанского собора (ил. 7, ил. 8, ил. 9). Организатор конкурса император Павел I потребовал сделать храм похожим на собор Святого Петра в Риме с его знаменитой колоннадой (ил. 10). Для этого Воронихин пристроил к северному фасаду собора величественную четырехрядную колоннаду коринфского ордера (ил. 11, ил. 12), концы которой оформил в виде монументальных проездных портиков, украшенных скульптурой (ил. 13).

В июне 1813 г. в Казанском соборе был похоронен М.И. Кутузов (ил. 14). Воронихин же погребен на кладбище Александро-Невской лавры (ил. 15).

Современник Воронихина Андреян Дмитриевич Захаров (1761–1811 гг.) (ил. 16) родился в Петербурге в семье офицера Адмиралтейства. Учился в петербургской Академии художеств, затем продолжил образование в Париже.

Главное творение Захарова – здание Адмиралтейства (ил. 17) в Петербурге. Зодчий сохранил старый план постройки, относящийся к XVIII в. и напоминающий две буквы «П» – одна внутри другой (ил. 18). Захаров удачно оформил главный 400-метровый фасад Адмиралтейства (ил. 19, ил. 20). Особенно хороша его центральная часть – 70-метровая башня со шпилем (ил. 21). Ее проездные ворота напоминают триумфальную арку, богато украшенную скульптурой (ил. 22, ил. 23). Над аркой тянется 22-метровый скульптурный фриз «Заведение флота в России» (ил. 24). Шпиль башни венчает золоченый флюгер в виде корабля с парусами (ил. 25), ставшего символом Петербурга.

Три важнейшие транспортные магистрали города, включая Невский проспект, ориентированы на адмиралтейскую башню и образуют знаменитый «адмиралтейский трезубец» (ил. 26, ил. 27).

Напротив Адмиралтейства, через Неву, расположена стрелка Васильевского острова (ил. 28, ил. 29), связанная пространством реки с Петропавловской крепостью, Зимним дворцом и Адмиралтейством. В начале XIX в. стрелку обустроил архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760–1813 гг.), приехавший из Франции. Он округлил ее берега и устроил на стрелке небольшую площадь, строгую симметрию которой закрепил двумя ростральными колоннами (ил. 30, ил. 31). В глубине стрелки Томон поставил здание Биржи (ил. 32, ил. 33), взяв за образец форму античного храма, окруженного колоннами тосканского ордера.

Крупнейшим мастером русского ампира считается архитектор Карл Иванович Росси (1775–1849 гг.) (ил. 34). Он родился в Италии. В возрасте 12 лет Росси вместе с матерью приехал в Петербург. Архитектуре обучался в России и в Италии.

Самые знаменитые постройки Росси возвел в Петербурге. Первая из них – здание Главного штаба (ил. 35, ил. 36) на Дворцовой площади. Его 700-метровый фасад, вытянувшийся в параболическую дугу (ил. 37), завершил формирование Дворцовой площади (ил. 38).

В центре здания зодчий устроил проездные ворота с аркой (ил. 39, ил. 40, ил. 41). В скульптурном убранстве арки Главного штаба звучит военная тема (ил. 42, ил. 43). Сооружение венчает богиня Победы, стоящая в колеснице, запряженной шестеркой лошадей (ил. 44).

Для младшего сына Павла I, великого князя Михаила, Росси построил в Петербурге дворец, известный под названием Михайловского (ил. 45, ил. 46). Зодчий создал грандиозный архитектурный ансамбль (ил. 47). Перед фасадом дворца, за оградой, он устроил площадь (ныне площадь Искусств) (ил. 48). По ее сторонам параллельно дворцу Росси проложил две улицы. Еще одна улица (Михайловская), идущая перпендикулярно двум другим, соединила площадь с Невским проспектом.

Михайловский дворец – один из самых красивых в Петербурге (ил. 49, ил. 50, ил. 51).

Еще более масштабным проектом Росси стал ансамбль Александринского театра (ил. 52). Между зданием театра и Невским проспектом Росси сформировал прямоугольную площадь (ныне площадь Островского). В глубине площади зодчий поставил здание театра (ил. 53, ил. 54), одного из самых красивых в России. От театра к реке Фонтанке пролегла улица, ныне носящая имя своего создателя – Зодчего Росси (ил. 55). По ее сторонам архитектор возвел два одинаковых трехэтажных здания. У Фонтанки Росси устроил еще одну площадь (ныне площадь Ломоносова). Фасады домов вокруг нее архитектор оформил в едином художественном стиле (ил. 56).

Последней большой работой Росси было здание Сената и Синода (ил. 57, ил. 58) с аркой посередине (ил. 59).