РУБРИКАТОР

Искусство России второй половины XIX века

Живопись

Товарищество Передвижников

В 1863 г. в Академии художеств (ил. 1) разразился скандал, вошедший в историю под названием «бунт 14-ти». Четырнадцать ее выпускников во главе с И.Н. Крамским (ил. 2) отказались от участия в конкурсе на получение большой золотой медали (ил. 3). Их не устраивала предложенная Советом Академии тема («Пир в Валгалле»). В знак протеста юноши покинули Академию и создали Санкт-Петербургскую артель художников (ил. 4).

Артель просуществовала почти восемь лет. В 1870 г. на ее основе было создано Товарищество передвижных художественных выставок (ил. 5) – крупнейшее художественное объединение России XIX в. Его устав провозглашал устройство «во всех городах Империи передвижных художественных выставок».

В 1871 г. в стенах Академии художеств прошла первая выставка Товарищества передвижников. На ней было представлено полсотни картин, в том числе «Охотники на привале» (ил. 6) В.Г. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (ил. 7) Н.Н. Ге, «Грачи прилетели» (ил. 8) А.К. Саврасова. Вслед за Петербургом выставка была показана в Москве, Киеве, Харькове. С тех пор передвижные выставки стали ежегодными.

Большую роль в становлении Товарищества передвижников сыграли коллекционер П.М. Третьяков (ил. 9) и художественный критик В.В. Стасов (ил. 10).

***

Товарищество передвижников объединило в своих рядах наиболее значимых художников второй половины XIX в., стоявших на позициях реализма.

Иван Николаевич Крамской (1837–1887 гг.) (ил. 11) родился в семье писаря в городе Острогожске Воронежской губернии. Одно время он работал ретушером в мастерской фотографа. Крамской учился в Академии художеств, был одним из инициаторов «бунта четырнадцати» и создания Санкт-Петербургской артели художников, а затем членом-учредителем Товарищества передвижников.

Крамской известен, прежде всего, как блестящий портретист (ил. 12, ил. 13, ил. 14, ил. 15). По заказу П.М. Третьякова он написал портрет Л.Н. Толстого (ил. 16) – один из лучших в галерее великого писателя. Художник сумел точно передать острый, пытливый взгляд Толстого-мыслителя.

Одна из самых знаменитых работ Крамского – «Неизвестная» (ил. 17). Красивая, изысканно одетая женщина, сидящая в экипаже, смотрит на зрителя надменным взглядом.

Лейтмотивом исторической картины «Христос в пустыне» (ил. 18) является мучительный поиск выбора, перед которым может оказаться каждый.

Крамской писал также жанровые картины (ил. 19).

Василий Григорьевич Перов (1833/1834–1882 гг.) (ил. 20) был незаконнорожденным сыном тобольского прокурора барона Г.К. Криденера. Фамилию Перов будущему художнику дал его учитель грамоты. Василий окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ил. 21) и был отправлен продолжать образование за границу.

В 1860-е гг. Перов написал ряд жанровых картин, принесших ему широкую известность: «Сельский крестный ход на Пасхе» (ил. 22), «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (ил. 23), «Проводы покойника» (ил. 24), «Тройка». Ученики мастеровые везут воду» (ил. 25), «Последний кабак у заставы» (ил. 26), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (ил. 27). В них художник выступил обличителем многих неприглядных сторон российской действительности.

Перов прославился как выдающийся портретист. Его кисти принадлежат портреты писателя А.Н. Островского (ил. 28), составителя толкового словаря русского языка В.И. Даля (ил. 29), историка М.П. Погодина (ил. 30), художника А.К. Саврасова (ил. 31).

Облик Ф.М. Достоевского (ил. 32) нам лучше всего известен по портрету работы Перова. Писатель на нем о чем-то напряженно, мучительно думает.

Илья Ефимович Репин (1844–1930 гг.) (ил. 33) родился в украинском городке Чугуеве в семье военного поселенца. На поездку для поступления в петербургскую Академию художеств он собирал деньги, работая в иконописной мастерской. В Академии за картину «Воскрешение дочери Иаира» (ил. 34) Репин получил большую золотую медаль и право продолжить обучение за границей.

До отъезда за границу художник написал картину «Бурлаки на Волге» (ил. 35), принесшую ему широкую известность. На ней Репин представил целую галерею народных типажей, каждый со своим характером, настроением, судьбой.

Вслед за «Бурлаками» художник создал ряд жанровых полотен: «Крестный ход в Курской губернии» (ил. 36), «Арест пропагандиста» (ил. 37), «Не ждали» (ил. 38). Многие из них стали откликом на злободневные события российской жизни.

Репин внес немалый вклад в развитие русской портретной живописи. Его кисти принадлежат портреты П.М. Третьякова (ил. 39), Л.Н. Толстого (ил. 40), И.С. Тургенева (ил. 41), В.В. Стасова (ил. 42).

Одним из лучших в творчестве Репина считается портрет М.П. Мусоргского (ил. 43), написанный за несколько дней до смерти композитора.

Значительной работой Репина стала картина «Торжественное заседание Государственного Совета» (ил. 44), представляющая собой коллективный портрет высших российских сановников.

Репин прославился как исторический живописец, автор картин «Иван Грозный и сын его Иван» (ил. 45), «Запорожцы» (ил. 46), «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (ил. 47).

Василий Иванович Суриков (1848–1916 гг.) (ил. 48) родился в Сибири, куда его предки, донские казаки, пришли вместе с Ермаком. После окончания петербургской Академии художеств Суриков переехал в Москву, где написал самые знаменитые свои полотна. В числе первых была картина «Утро стрелецкой казни» (ил. 49), на которой художник показал разыгрывающуюся человеческую трагедию. За «Стрельцами» последовал «Меншиков в Березове» (ил. 50). Сосланный в Сибирь «полудержавный властелин» (А.С. Пушкин) предстает у Сурикова сильным, властным человеком.

Одно из лучших исторических полотен Сурикова – «Боярыня Морозова» (ил. 51). Каждый персонаж этой картины имеет свой характер, но все они «завязаны» на главном герое – боярыне Морозовой. Ее поднятая вверх рука со сложенными в двуперстие пальцами, символом старообрядчества, служит идейным и композиционным центром картины.

В 1889–1890 гг. Суриков совершил длительную поездку в Сибирь, в результате которой на свет появились картины «Взятие снежного городка» (ил. 52) и «Покорение Сибири» (ил. 53).

Последними историческими работами художника были полотна «Переход Суворова через Альпы» (ил. 54) и «Степан Разин» (ил. 55).

Николай Николаевич Ге (1831–1894 гг.) (ил. 56) родился в Воронеже в семье помещика. Его дед был родом из Франции, отсюда такая странная фамилия. Ге окончил Академию художеств с большой золотой медалью и уехал в Италию продолжать образование. Там он познакомился с русским политическим эмигрантом А.И. Герценом и за пять коротких сеансов написал его портрет (ил. 57). Лицо Герцена одухотворено, выразительны его живые, проницательные глаза. Замечателен другой портрет художника – Л.Н. Толстого (ил. 58).

Ге известен преимущественно как исторический живописец. За картину «Тайная вечеря» (ил. 59) он получил звание профессора, минуя академика. На первой выставке передвижников Николай Николаевич показал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (ил. 60). Она построена на противопоставлении двух характеров. Энергичный и волевой Петр I, сидящий в кресле, и стоящий перед ним царевич Алексей, похожий на провинившегося школьника.

В последние годы своей жизни Ге написал цикл религиозных картин, посвященных страданиям Христа (ил. 61, ил. 62). Спаситель представлен на них как слабый, жалкий человек, вызывающий глубокое сочувствие.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904 гг.) (ил. 63) родился в Череповце в дворянской семье. Получил военное образование в Морском кадетском корпусе. После непродолжительно службы вышел в отставку и поступил в Академию художеств.

В конце 1860-х гг. молодой живописец в составе русского экспедиционного корпуса отправился в Среднюю Азию. Возвратившись домой, он написал серию картин на тему завоевания Туркестана (ил. 64, ил. 65, ил. 66). Одна из них называется «Апофеоз войны» (ил. 67). Художник снабдил ее многозначительной надписью: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

Когда началась война на Балканах (1877–1878 гг.), Верещагин отправился в действующую армию. Под впечатлением обороны Шипки и осады Плевны он создал ряд полотен, ставших обвинительным приговором кровавому действу (ил. 68, ил. 69). На картине «Скобелев под Шипкой» (ил. 70) прославленный полководец мчится на коне перед строем солдат, которые радостно приветствуют его. Но этот эпизод помещен на втором плане, а на первом – неубранные тела погибших.

Значительное место в творчестве Верещагина занимает серия картин, посвященная войне 1812 г. (ил. 71, ил. 72, ил. 73).

Творчество Верещагина, крупнейшего русского художника-баталиста, получило широкую известность в Европе. В России же его часто обвиняли в антипатриотизме, в том, что он позорит русскую армию.

***

Передвижники внесли большой вклад в развитие русской пейзажной живописи.

Иван Иванович Шишкин (1832–1898 гг.) (ил. 74) родился в городе Елабуге в купеческой семье. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем петербургскую Академию художеств. Позже стал членом-учредителем Товарищества передвижников.

Шишкина вдохновляли необъятные просторы России – картины «Лесные дали» (ил. 75), «Полдень. В окрестностях Москвы» (ил. 76), ее могучие леса – картины «Корабельная роща» (ил. 77), «Дубовая роща» (ил. 78),«Утро в сосновом лесу» (ил. 79).

Шишкин пытался показать красоту русской природы. Одна из лучших его картин – «Рожь» (ил. 80). На подготовительном этюде к ней художник написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство».

Чаще всего Шишкин писал летние пейзажи, но иногда обращался и к зимним (ил. 81).

Исаак Ильич Левитан (1860–1900 гг.) (ил. 82) родился в Литве в бедной еврейской семье. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у К.А. Саврасова, основоположника лирического пейзажа в русской живописи.

Произведения Левитана способны вызывать у зрителя самые разные настроения. Благоговейный покой вселяет картина «Вечерний звон» (ил. 83). «Золотая осень» (ил. 84) изображает незатейливый пейзаж, особую прелесть которому придает выбранное художником время года – осень, «в багрец и золото» одевшая леса. Иные нотки звучат в картине «У омута» (ил. 85). Серое небо, стена мрачного леса, темный омут реки – все это вызывает беспокойство и тревогу.

Настроением грусти проникнут пейзаж на картине «Владимирка» (ил. 86). Бесконечная дорога, уходящая за горизонт, и одинокая человеческая фигура, идущая по ней. А вот «Март» (ил. 87) излучает радость весеннего пробуждения природы. Столь же мажорно звучит картина Левитана «Весна. Большая вода» (ил. 88).

Некоторые пейзажи Левитана наполнены глубоким философским смыслом. Пример тому – картина «Над вечным покоем» (ил. 89). Художник изобразил огромное пространство – небо, вода и земля. На переднем плане – деревянная церковь и кладбище. Ни единого признака жизни – лишь вечный, никем не тревожимый покой.

Летний пейзаж на картине «Березовая роща» (ил. 90), пронизанный солнечным светом, напоминает работы французских импрессионистов.

Левитан очень любил Волгу, несколько раз посещал стоящий на ее берегу городок Плёс (ил. 91), где написал около 200 работ.

Одна из последних работ Левитана – «Озеро. Русь» (ил. 92), в которой он попытался создать собирательный образ Родины.

Архип Иванович Куинджи (1841–1910 гг.) (ил. 93) родился на Украине под Мариуполем в семье сапожника-грека. Он носил турецкую фамилию, а родным его языком был татарский. Недолгое время Куинджи учился в Академии художеств в Петербурге.

Архип Иванович одним из первых среди русских художников стал уделять особое внимание эффектам освещения – солнечного и лунного (ил. 94, ил. 95, ил. 96).

Сильнейшее впечатление на современников произвела картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (ил. 97). Серебристо-зеленоватое, почти мистическое сияние луны, проглядывающей сквозь облака, освещает широкую гладь реки.

Другая известная картина художника «Березовая роща» (ил. 98) наполнена солнечным светом. Контрасты света и тени создают эффект стереоскопического, объемного изображения.