РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Поп-арт

В середине 1950-х гг. в Западной Европе и в США возникло художественное направление поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – «популярное искусство») (ил. 229), которое явилось оппозицией абстракционизму (о нем см. выше). Источниками вдохновения художников поп-арта были реклама, глянцевые журналы, кино, телевидение, фотография, упаковка.

Поп-арт широко использовал образы массовой культуры: портреты известных музыкантов (ил. 230), актеров (ил. 231) и политиков (ил. 232), персонажи любимых комиксов (ил. 233), товары повседневного спроса (ил. 234) и т.п. (ил. 235). Фактически поп-арт подменил традиционное художественное творчество демонстрацией тех или иных объектов массовой культуры (ил. 236) или вещественного мира (ил. 237).

Мастера поп-арта использовали разные выразительные средства: коллаж и фотомонтаж (ил. 238), имитацию витринных муляжей (ил. 239), подражание приемам рекламных щитов (ил. 240) и комиксов (ил. 241).  

Одной из первых работ в стиле поп-арт считается коллаж английского художника Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (ил. 242).

Широкую известность поп-арт получил в США. Самой видной его фигурой в этой стране был Энди Уорхол (1928–1987 гг.) (ил. 243). Он родился в Питтсбурге в семье иммигрантов, выходцев из Словакии (настоящее имя художника – Андрей Вархола). Уорхол окончил дизайнерское отделение Технологического института в Питтсбурге, после чего переехал в Нью-Йорк, где занимался оформлением витрин магазинов, рисовал открытки и рекламные плакаты, работал художником-иллюстратором в нескольких журналах. В 1960 г. Уорхол разработал дизайн банок кока-колы (ил. 244).

Большой успех художнику принесли картины с изображением консервных банок с супом «Кэмпбелл» (ил. 245, ил. 246). За ним последовали картины с бутылками кока-колы (ил. 247, ил. 248).

Уорхол широко использовал фотографии для создания портретов знаменитостей (ил. 249). Художник очищал их от деталей (ил. 250), уплощал изображение и повторял его с разными цветовыми нюансами (ил. 251). Для воспроизведения однотипных изображений Уорхол первым внедрил в живопись трафаретную печать (шелкографию).

В 1962 г. Уорхол открыл арт-студию «Фабрика» (ил. 252), где с большой командой помощников поставил на поток создание произведений современного искусства (до 80 шелкографий в день).